В сухую летнюю погоду на пермской набережной можно встретить дворника Семёна Степановича. Крохотный старичок то подметает ее, то задумчиво сидит около раскрытого чемоданчика под звуки шарманки, то подходит к прогуливающимся горожанам.
Семён Степанович – кукла-марионетка, которую придумал и создал актер-кукольник, художественный руководитель семейного театра и детской театральной студии «Крылатый дом» Артур Кучукбаев.
Когда-то он хотел «завязать» с куклами. После театра «Туки-Луки», в котором проработал много лет, он освоил новую профессию – аниматора. Однако кукольное дело не отпускало: Артура Кучукбаева стали приглашать в театральные проекты, он начал преподавать в театральной студии «Крылатый дом». Три года назад он вместе с единомышленниками создал семейный кукольный театр «Крылатый дом» и первый спектакль для малышей «Гусеничка по имени Ой». Два сезона театр играл в Доме актера, а с недавних пор обосновался в арт-пространстве «Свет» в Старокирпичном переулке.
ТЕКСТ поговорил с Артуром Кучукбаевым о том, как маленький дворник появился на набережной и как уличная марионетка дарит прохожим веру в добро.
Как Семён Степанович появился на набережной
В летний сезон театр простаивает, у актеров нет работы. Нужда подтолкнула меня к тому, чтобы выйти в люди с куклой. На набережной с Семён Степановичем я работаю уже второй сезон. Эта кукла не говорит: он подметает улицу, шагает, смотрит на прохожих. Изначально я думал, что это будет старичок, который все комментирует, сделал кукле механику – движущийся рот. По ходу дела все изменилось. Когда я с ним вышел на улицу, то понял, что это будет молчаливый старик с немым взглядом. А я, как артист, передаю его мысли.
Иногда он как взглянет на прохожих! И люди начинают улыбаться в ответ. Кажется, такой маленький жест – кукла смотрит на человека, – но он вызывает улыбку. Люди начинают верить, что он – живой. Это волшебство! Оказалось, что слова Семён Степановичу не нужны, потому что его действия красноречивы.
Я выхожу на набережную с куклой Семёном Степановичем и небольшой шарманкой Ambox, ее сделали мои друзья из Москвы. Она работает как классическая шарманка: крутишь ручку – музыка играет. Только эта шарманка легче, и она играет любую музыку, которую ты закинешь на флешку.
«Женщина, наблюдавшая за куклой, растрогалась до слез»
Уличная марионетка немного отличается от классических, она крупнее. Обычно марионеток вырезают из дерева или создают из папье-маше, а я своих кукол вяжу из проволоки, на каждом витке закладываю баланс и пластику движения. Таким образом они становятся более пластичными, жизненными. Марионетка не по линейке выверена, а связана и взвешена моими руками, и от этого возникает жизнь. Я намеренно не вырезаю их из дерева, хотя могу, а только отдельные части – руки и ноги – они создают правильный баланс веса.
Летом мы начали ездить по городам России, где нас очень тепло встречают. Недавно мы ездили в Нижний Новгород, два дня Семён Степанович подметал улицу Большая Покровская. Отклик прохожих был потрясающей. Одна женщина, наблюдавшая за куклой, растрогалась до слез! Это чудо театра кукол, когда кукла становится интересна не только детям, но и молодым, старикам, бабушкам, – всем! Кажется, простая вещь, но она многое в человеке будит.
Как уличная марионетка дарит прохожим веру в добро
Уличный театр – это театр без преград, ты можешь сразу получить отклик, как негативный, так и позитивный. Негативные отклики бывают, говорят, мол, работаю ради денег. Но если я иду на улицу только с корыстной целью, то у меня ничего не получится. Очень хочется делиться верой в добро и в то, что всегда есть такой дедушка, который подметает улицу. Ты слышишь звук метлы и это вселяет в тебя уверенность в завтрашнем дне.
Однажды мужчина долго сидел на скамейке и смотрел на меня со Семёном Степановичем, наблюдал так часа полтора или два. Я думал: «Отчего он не уходит?». Потом он подошел ко мне и сказал: «Я не знаю, как это произошло, но я стал на мгновенье ребенком и вспомнил свое детство, время, когда люди вокруг доброжелательные, когда тебя все любят, когда горы были выше…Спасибо огромное!»
Это был один из моих первых выходов на набережную с уличной марионеткой, и такой отклик меня зарядил. Я понял, что это нужное дело и что люди нуждаются в Семёне Степаныче, который вселяет веру, что все хорошо.
Дети по-разному реагируют на марионетку. Мой сын любит с ним играть, бегать от него. У многих детей желание прикоснуться, дотронуться, они видят в нем жизнь. Иногда он детей может напугать, они становятся осторожны... Хотя у марионетки есть нити, за которые я дергаю, управляю куклой, но они их не замечают, думают, что он живой, действо их завораживает. Многим непривычно театральное действо на тротуаре, кто-то не замечает дворника, а те, кто видят, бывает, останавливаются и смотрят.
«Главный участник уличного театра – зритель»
Куклы, над которыми я сейчас работаю, рассказывают обо мне. Я бы назвал этот цикл «Деревня». Это мои детские воспоминания о бабушке, дедушке, о летних днях, которые я проводил у них в деревне, о том моменте разлуки, когда я вырос, был вынужден учиться и редко видеться с ними. Это воспоминания о любимой собаке, которая ослепла к тому моменту, когда я уже стал взрослым и приехал их навестить, но она так радовалась, когда учуяла меня! Эти воспоминания, эту мою боль я воплощаю в моих куклах и, оказалось, она созвучна многим людям.
Сейчас я создаю Художника – это прототип меня, уличная кукла, которая будет рисовать. Рисование – мое хобби. Я хочу, чтобы кукла рисовала, но что именно, пока не знаю. Пусть это будет решаться каждый раз на набережной, потому что это уличный театр, он зависит от зрителя. Главный участник уличного театра – зритель.
Алина Комалутдинова (агентство новостей ТЕКСТ). Фото Алина Лифшиц.