Угощения из диких ягод с жизнерадостным белым мишкой на упаковке сегодня всё чаще можно увидеть в Перми. Они продаются в супермаркетах, на автозаправках и в самых популярных кафе города. А скоро, возможно, появятся ещё и в самолётах и поездах.
Конфеты под названием «Весёлые грохотульки» и мармелад из дикорастущих ягод выпускает пермская компания «Лаврушин», управляет которой Наталья Барон. Бизнес она открыла два года назад, когда поняла, что хочет заниматься в жизни тем, что будет радовать других людей и приносить им пользу.
Наталья рассказала «ТЕКСТу», почему оставила работу в банке и занялась дикоросами, как они с командой потратили почти год на поиск нужного рецепта и из-за чего не хотят повышать цены на свои угощения.
Из московского банка — в лес
Ещё несколько лет назад Наталья Барон жила в Москве. Здесь она, уже имея образование и опыт в сфере экономики, отучилась на специалиста государственных и муниципальных закупок и работала в крупном банке. «При этом меня всегда интересовало творчество, мне хотелось быть полезной людям, — говорит Наталья. — И очень тянуло обратно на родину, в Пермь».
Она решила вернуться, дав себе возможность отдохнуть и понять, чем будет заниматься дальше. «Так как нефтегазовый сектор уже был занят, мы решили обратить внимание на дикоросы», — шутит Наталья. С семьёй они регулярно ездили в Красновишерский район, где покупали у знакомых дикие ягоды. «Клюквы было так много, что мы буквально не знали, куда её девать, и часто дарили друзьям», — вспоминает Наталья.
Отсюда и родилась идея заняться производством натуральных сладостей из даров леса. Ещё в Москве Наталья познакомились с Марией Анашкиной из Перми — технологом пищевой промышленности. На родине они снова встретились и решили объединиться, чтобы вместе заняться новым делом по душе.
В феврале 2017 года Наталья с двумя партнёрами зарегистрировала компанию, оборудовала помещение подготовки сырья в Соликамске, запустила цех для накатки в Перми, и вместе с Марией начала тестировать будущую продукцию. Одной только наладкой производства и выработкой идеального рецепта они занимались почти год, перевели 800 кг клюквы, которую для них собирали на Вишере.
Как выйти из зоны комфорта и не пожалеть
«Чтобы закупить оборудование и начать производство, нам пришлось выйти из зоны комфорта: мы с партнёрами задействовали только семейные деньги, — рассказывает Наталья. — Вложиться пришлось прилично, только камера для сублимации ягод стоила 250 тысяч евро. Остальное, к счастью, намного меньше».
С Марией они поставили главную задачу — внедрить технологию, которая позволяла бы сохранять максимальное количество полезных веществ в продукте. Сублимация включает два основных этапа: замораживание и сушку. Во время вакуумно-сублимационной сушки из продукта через испарение льда удаляется влага. При контакте с водой сублимированные ягоды быстро возвращаются к своей первоначальной форме. Для такой технологии используют только свежие ягоды, хранить которые с момента сбора до шоковой заморозки можно лишь 6-8 часов.
Следующий после вакуумной сушки этап — покрытие специальной смесью из сахарной пудры и порошка из тех же сухих ягод. Этот процесс называется «накатка». Такую технологию, по словам Натальи, в России больше никто не использует. «Да и кому ещё придёт в голову тратить столько времени и продукта на отработку технологии», — смеётся Наталья. Свои сладости «Лаврушин» придумали называть «Весёлыми грохотульками», потому что они слегка постукивают друг о друга, когда перекатываются. Оптимистичный дизайн для всех продуктов разрабатывает художник и учредитель компании Оксана Дернова.
Своё производство «Лаврушин» начали с клюквы, а затем стали использовать дикорастущие малину и чернику. Спустя год к грохотулькам добавился ещё и натуральный мармелад из лесных ягод и фруктов.
«Для запуска производства мы покупали варочные котлы и упаковочную линию. Пришлось продать мой новый автомобиль премиум-класса, — рассказывает Наталья. — Мы понимали, для чего это делаем, и возврат этих средств не за горами. Но мы планируем развиваться дальше и будем вкладывать средства — есть новые продукты, которые нужно выводить на рынок».
Два «Камаза» сладостей
Первыми в январе 2018 года продавать продукцию «Лаврушина» начали магазины «Лакшми» и минимаркеты на автозаправках «ЛУКОЙЛа», затем угощения появились в сети кофеен Red Cup, в заведениях Cup by Cup и «Грибушин», в аэропорту «Большое Савино».
В конце прошлого года, когда производство мармелада только было запущено, к Наталье обратились из компании «ЛУКОЙЛ» и предложили предоставить сладости на подарки сотрудникам. «Весь объём нашего производства мармелада с декабря по март следующего года уходил в эту компанию», — вспоминает Наталья.
В июле этого года продавать угощения из дикоросов начала сеть «Семья». В настоящий момент идут переговоры с представителями компании X5 Retail Group (управляет сетью «Пятёрочка», супермаркетами «Перекрёсток» и гипермаркетами «Карусель») и, возможно, «Лаврушин» будет представлен не только в Перми, но и в других городах. Между тем грохотульки и мармелад компании продаются уже в Москве, Краснодаре, Саратове, Энгельсе и Уфе.
Сегодня «Лаврушин» может выпускать 14 тонн грохотулек и столько же мармелада в месяц. То есть примерно по одному «Камазу» того и другого. Наталья собирается расширять производство и открывать новый цех.
Угощения в небе
Несмотря на быстро растущие объёмы продаж и появление новых партнёров, Наталья по-прежнему сама руководит большинством процессов. В «Лаврушине» работает 25 человек, большая часть из которых занимается непосредственно производством. До недавнего времени Наталья даже соцсети вела сама. «Сил и времени на всё у меня хватает. Я живу по режиму, — говорит она. — Зимой у нас с мужем и детьми отбой в 21:00, летом — в 22:00. Встаю я обычно в 5:20».
Наталья рассказывает, что её главная идея — создавать продукт, который дарит людям радость. Поэтому работа и приносит ей удовольствие, а идеи, как развивать бизнес, не заканчиваются. Сейчас они с технологами разрабатывают рецепт косметики из ягодного жмыха с добавлением мёда, который заготавливают их партнёры, в конце августа запускают линейку натурального мармелада без сахара. Осенью «Лаврушин» планирует выпустить новый мармелад из лесных шишек, которые поставляет ещё один их партнёр.
О планах расширения продаж Наталья рассказывает не менее воодушевлённо, чем о новых продуктах. Она собирается сотрудничать с «Аэрофлотом» и Российскими железными дорогами, чтобы люди могли покупать их угощения в самолётах и поездах. Грохотульки и мармелад появятся в сети ресторанов «Национальная кухня», а, значит, и в буфетах главных театров города, которыми управляет эта компания.
«Лаврушин» настаивает на том, что при росте производства качество продукта ни в коем случае не должно падать, а цены — не должны повышаться. «Меня спрашивают: «Почему ваши натуральные продукты такие дешёвые?». Потому что очень маленькая маржа! — отвечает Наталья. — Можно продавать и за другие деньги, но буду ли покупать? Пусть лучше наши сладости любят и постоянно ходят за ними в магазин. За счёт постоянного интереса к грохотулькам и мармеладу мы сможем развиваться дальше».
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).