Несколько ночей в неделю знаток Павел Шевченко не спит. Он работает — придумывает вопросы для барного квиза «Интеллектуальная кухня». К воскресенью пакет вопросов должен быть готов. Каждую неделю около двухсот пятидесяти человек ждут новую порцию его фирменных головоломок, чтобы сразиться между собой в интеллектуальном бою и выяснить, кто тут самый умный.
ТЕКСТ узнал, сколько стоит запустить барный квиз в Перми и какие деньги на нем можно заработать.
Сколько стоит запуск
Запустить барную викторину можно двумя способами. Первый — придумать ее самостоятельно «под ключ». Второй — открыть в Перми филиал или запустить по франшизе. Соответственно, расходы в каждом случае разные. «На запуск мы потратили 100-130 тыс. рублей, учитывая, что мы делали игру с нуля и писали вопросы сами. Если привлекать внешних авторов, будет дороже», - говорит руководитель «Интеллектуальной кухни» Павел Шевченко.
Основные расходы пошли на покупку проектора, двух ноутбуков, зарплату специалисту, который написал матрицу презентаций для игры. Часть затрат взял на себя партнер проекта, ресторан «Партизан». Вложенные в старт деньги отбились за три игры.
Франшиза популярной в Перми минского квиза «Мозгобойня» стоит от 50 до 100 тыс. руб. в зависимости от города. В Перми квиз работает как филиал. Как пояснил его руководитель Тимур Шаймарданов, все расходы по запуску проекта в Перми несла компания. «Квиз окупился с третьей игры. Расходов для запуска не было, только на работников», - уточнил он. Аренду зала, где проводится игра, организаторы не платят, так как сотрудничество с барами взаимовыгодно: викторины проводятся в будни, когда посетителей не очень много, а квизы обеспечивают им доход.
Сколько стоит провести одну игру
Самостоятельно провести одну барную викторину стоит около 50 тыс. рублей. Расходы включают несколько пунктов. Во-первых, пакет вопросов. Здесь «Интеллектуальной кухне», можно сказать, «повезло» — Павел Шевченко умеет писать их сам. Если заказывать пакет с заданиями на стороне у других хороших авторов, он будет стоить от 5 до 15 тыс. руб. в зависимости от игры.
Во-вторых, изготовление презентации, которая включает в себя не только текстовые вопросы, но и аудио и видео задания. Она обойдется в 2-2,5 тыс. руб.
В-третьих, зарплата персонала, занятого на игре. Это еще около 15 тыс. руб.
В-четвертых, призы. «Интеллектуальная кухня» делит расходы на них с партнером, рестораном «Партизан». Учитывая, что по воскресеньям идут две игры в день, призы обходятся организаторам в 5 тыс. руб.
В-пятых, зарплата ведущего. За игру он получает около 5 тыс. рублей. Одну игру, как правило, вечернюю, ведет сам Павел Шевченко.
В-шестых, расходы идут на раздаточный материал: блокноты и ручки. При условии, что билет на игру стоит 350 руб. с человека, а также с учетом налогов, более 50% от стоимости каждого билета участника уходит на все вышеперечисленные расходы.
Сколько денег приносит барная викторина
Прибыль с одной игры составляет около 20 тыс. руб. Игры «Интеллектуальной кухни» проводятся дважды в день раз в неделю. «Мы два с половиной года играем и ни разу не повышали стоимость билетов, хотя инфляция делает свое дело. С июня мы планируем ее поднять с 350 до 400 рублей», - говорит Павел Шевченко.
Чтобы не уходить в минус, нужно, чтоб каждый раз в «Интеллектуальную кухню» играли минимум 10 команд, при условии, что автором вопросов будет сам Павел. По его подсчетам, в этом сезоне с октября по апрель он написал более 2000 вопросов на разные темы.
Площадь ресторана ограничивает число желающих, «Партизан» может вместить максимум 17 команд. Обычно зимой играют больше людей, чем летом. В месяц в «Интеллектуальной кухне» участвуют 800-1000 чел. Несмотря на то, что квиз был запущен два с половиной года назад, число играющих остается все это время стабильным. «Как два года назад вышли на эти цифры, так и идем на этом уровне», - уточнил Павел Шевченко.
Выручка пермской «Мозгобойни» составляет примерно 660 тыс. в месяц, плюс некоторый доход дает корпоративное направление. Прибыль составляет 30-60% от выручки. «Она зависит от размера зала. Чем больше площадка, тем прибыль выше», - говорит Тимур Шаймарданов. Входной билет на квиз стоит 300 руб., в среднем в день на одной площадке играют около 100 человек. Организаторы оплачивают только работу сотрудников, вопросы для игр у всех филиалов формируются из общей базы. Другая статья расходов – налоги.
Ждет ли барные викторины участь квест-румов
Вокруг квизов в Перми сформировалась своя субкультура и есть команды, которые играют несколько лет. «Исключать ситуации, подобно той, которая случилась с квест-румами нельзя, но все-таки в паб-квизы в Англии с 60-х годов как играли, так играют до сих пор. В барных викторинах каждую неделю новый комплект вопросов, а в квест можно сыграть лишь один раз. Люди идут на все новое», - пояснил Павел Шевченко.
В «Интеллектуальную кухню» играют люди постарше, чем в «Мозгобойню». Средний возраст — 40 лет. Чем младше аудитория, тем она менее устойчива и может схлынуть, если квиз не оправдает ожиданий. Участники «Мозгобойни» - горожане 25-40 лет. Пик популярности квиз пережил прошлой весной. Тогда в него играло 3 тыс. 400 человек в месяц, сегодня – в пределах 2 тыс. – 2 тыс. 200. Рынок выровнялся. По словам Тимура Шаймарданова, появились новые форматы: тематические игры, интеграции с другими проектами, что подстегивает интерес аудитории к викторине сегодня.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). фото - проект "Интеллектуальная кухня"