Помните эту забавную истории, когда молодые пермские родители-сатанисты назвали своего ребенка Люцифером? Предлагаю делать ставки, сменит он имя после 18 лет или нет.
Но, собственно, о чем речь. Дело в том, что этим примером можно проиллюстрировать, как обстоят дела в Перми с неймингом вообще любых проектов. В частности, жилищных. В целом это происходит примерно так: «Как хочу, так и зову», «Мое детище – мои правила», «Красиво же!». Очень редко кто из застройщиков думает о том, зачем нужно именно такое название, а не другое, и будет ли оно «работать».
К примеру, жилой комплекс «Лимон». О чем это вообще? Дом желтый? Соседи кислые? С таким же успехом можно было назвать его и «Люцифер», почему бы и нет.
Вот тогда и выяснилось, что большая часть названий в Перми — около половины — это гедонимы. Это - специальный урбанистический термин, который обозначает «красивое название». «Акварели», «Весна», «Кристалл» — все это что-то красивое. Но для кого этот дом? В чем его изюминка? Как его можно результативно использовать в рекламной кампании?.. Сложные вопросы с такими очень общими, очень расплывчатыми названиями. Просто это - красиво.
«Резон» выявил другую большую группу (около четверти) – названия с географической привязкой. Тут все просто и лаконично. «Дом на Левченко, 21», «Дом на Уинской, 15а», «Пушкарский», «Черняховский квартал» и т.д. Кстати, на мой взгляд, если не получается придумать концептуальное название, которое смогло бы полноценно работать на продвижение, то лучше использовать как раз местоположение. Это вполне себе резонный, здравый подход: сразу понятно, где дом находится. Выходит, это такой простой, крепкий, и надежный вариант. Но без изюминки.
Год назад лишь небольшая часть застройщиков, по мнению экспертов, тщательно продумывала маркетинговую стратегию, занимаясь неймингом. У них название было не просто ради красоты. Оно должно было целиться прямо в выбранную аудиторию, для которой и строился дом, должно было создавать определенный имидж места, и в итоге помогать продажам.
К примеру, апартаменты «Манхеттен» – дом в основном с квартирами-студиями, на оживленной улице, для молодых и энергичных людей, этакий «кусочек Нью-Йорка в Перми». Точно в цель.
Или жилищный комплекс «Новый центр» – в этом названии много заложено: и удачное расположение в центре города, и намек не просто на новостройку, а на современное жилье – то есть более стильное, «умное», и отсылка к тому, что это будет место притяжения горожан (магазины, кафе, прогулочные зоны). С этим названием маркетологам можно удачно и долго «играть».
Изменилось ли что-то с неймингом ЖК в Перми за последний год? Надо сказать, что по-прежнему появляются ничем не обоснованные и даже странные названия. Что поразило меня больше всего, так это дом «Моцарт» на Борчанинова, 50а. Прямо рядом с центральным колхозным рынком. Вокруг – гаражи и бараки. «Музыка жизни. Высокая архитектура», – говорит реклама. Непонятно, о какой «музыке жизни» речь, для кого это жилье, почему на имя композитора все сразу же должны клюнуть.
Или, к примеру, дом «Выше Мира» на ул. Милиционера Власова, 4а. Здесь застройщик пожонглировал словами, обыграв название «ул. Мира»: мол, дом поможет «подняться над городом и суетой, на 25 этажей выше ул. Мира». Но что из этого? В самом выражении «выше мира» – много пафоса и снобизма. Дом при этом воткнут во дворе 10- и 16-этажек, рядом с частным сектором в Индустриальном районе. К тому же определение «выше Мира» подойдет лишь 5-10 последним этажам из всей 25-этажки. Ради них название? Ну и, справедливости ради, надо сказать, что буквально через дорогу стоит ЖК «Полет» - целых четыре 25-этажки. В этом смысле название «Гулливер» для комплекса высоток в центре города, за «низкорослым» Компросом, выглядит более логичным.
Целесообразность – вот о чем многие забывают, погружаясь в пучину «креатива».
Но все же в последнее время стало появляться больше интересных вариантов. Заметно, что над ними действительно размышляют, продумывают целую концепцию, а не просто выбирают слово покрасивее.
Самые по-хорошему «отвязные» – это «Белка и Стрелка» и «Дом с бобром». Поразительно, как застройщик в нашем консервативном городе вообще согласился на такие вещи. Между тем, «Белка и Стрелка» стоит на улице имени знаменитого космонавта Беляева, то есть космическая тема взята неспроста. В этом названии много позитива, молодости, буквально собачьего дружелюбия. И это хорошо увязывается с портретом потенциального покупателя. Кроме того, можно бесконечно придумывать и обыгрывать всевозможные истории о доме, о приключениях Белки и Стрелки.
Название «Дом с бобром», на мой взгляд, сейчас одно из лучших в Перми. Здесь взят действительно очень цельный, емкий образ. «Бобр - талисман и первый хозяин нашего дома. Нам нравится его домовитость и серьезный подход к строительству, - говорит застройщик. – Характер «бобрый», то есть добрый и общительный. Заботливый и верный семьянин, талантливый строитель». Для новостей со стройки компания использует «бобрые новости» - это же просто прелесть :)
В общем, интересных вариантов названий, эффективных с точки зрения продвижения новостроек, в Перми становится все больше. Хочется верить, что в ближайшем будущем застройщики раскрепостятся еще больше, позовут бодрых специалистов, начнут отказываться от безликих названий и поймут, что профессионализм в этом деле приносит свои плоды.
Всем бобра!