Алексей Илькаев, известный своими рисунками чёрных грустных лиц, в начале 2010-х был одним из самых популярных уличных художников Перми. Но на пять лет буквально пропал и не создавал новых публичных работ.
В январе этого года он нарисовал на замёрзшей Каме свой самый популярный образ Sad Face и заснял процесс его создания на видео, которое быстро разлетелось по новостям и лентам соцсетей.
Один за другим Алексей Илькаев начал выдавать всё новые и новые проекты, активно участвовать в выставках и уличных акциях. А недавно нарисовал большое грустное лицо на Берлинской стене. Скоро он планирует вернуться в Пермь, чтобы работать над созданием арт-объекта — больших чёрных матрёшек с грустными лицами.
В
интервью интернет-журналу Hitch художник рассказал, почему в его творчестве случился пятилетний перерыв, как о нём узнал популярный видеоблогер Юрий Дудь и что нужно делать, чтобы стать успешным художником стрит-арта.
О молодости и конфликтах с полицией
Рисовать Алексей Илькаев начал ещё в детстве, а после школы уже участвовал в первых выставках. В юности, когда художнику было лет 18−19, он не раз попадал в конфликтные ситуации с органами власти. «Я ещё тогда многого не понимал. У меня в голове было желание просто сделать какой-либо объект, а где это будет — я не задумывался», — говорит он.
Ночью он мог оставить вдоль какой-нибудь улицы 20−30 своих работ. А однажды вообще нарисовал изображение Sad Face на двери одного из полицейских участков. Сотрудники потом нашли его и привезли в участок, но лишь пожурили за выходку и отпустили. Сейчас Алексей Илькаев, прежде чем делать рисунок, узнаёт, что за объект перед ним и имеет ли какую-то историческую ценность.
Свою профессиональную историю в качестве художника он отсчитывает с 2011 года. Тогда начался период его активной работы в Перми. Правда тогда акцент он делал на количестве и рисовал арт-объекты буквально сотнями.
Как появился проект Sad Face
История Sad Face началась всё в том же 2011 году. Первый персонаж получился плачущим почти случайно — потекла слишком сильно разведённая краска. «Последующие рисунки тоже получились немного грустными. В Перми в шутку стали говорить о том, что это жители города», — говорит художник. Вдохновил его на создание Sad Face советский фильм «Иди и смотри» о нацизме и человеческих страданиях во время войны.
Когда грустные чёрные лица стали появляться на домах и заборах Перми в большом количестве, Алексея Илькаева начали узнавать именно как автора проекта Sad Face. «Я мог просто идти по улице и сделать 30 работ за ночь, — вспоминает он. — Невозможно было приехать в город и не увидеть мои работы».
О пятилетнем перерыве в творчестве и возвращении к стрит-арту
С 2011 по 2013 год Алекей Илькаев активно участвовал в творческих проектах, рисовал на заборах в рамках фестиваля «Длинные истории Перми», начал делать сольные проекты, ездил по стране. Но потом настал переломный момент в его жизни, после которого он отошёл от карьеры художника на пять лет. Продолжал рисовать для себя, но никому не показывал работы.
В мае 2017 года Алексей Илькаев попал в аварию, получил множество травм, в том числе перелом лицевой части черепа в десяти местах. После этого он решил вернуться к рисованию. «Я понял, что жизнь может закончиться в любой момент, и нужно успевать жить в «кайф», не потратив время зря», — говорит он.
Сейчас «чёрные грустные лица» снова можно встретить в публичном пространстве, и не только на улицах Перми. Художник выпустил серию футболок и матрёшек Sad Face, рисовал огромное изображение на заледеневшей Каме и на Берлинской стене. Одна из последних его работ — большие игральные карты для выставки уличного искусства Wandelism в Берлине.
Футболка Sad Face есть у известного блогера Юрия Дудя. Он опубликовал видео о том, как Алексей Илькаев рисовал грустное лицо на Каме, и пост набрал около 400 тысяч просмотров. В благодарность за это художник отправил блогеру футболку со своим принтом, а Юрий Дудь снялся в ней в новой передаче про MTV. Её видели уже более 4 млн человек. Так Sad Face стал ещё более популярным.
Чем стрит-арт похож на войну
Алексей Илькаев считает, что для того, чтобы быть успешным художником стрит-арта, нужно много работать. «Успешность подразумевает за собой не только высокий материальный доход, но и отличную технику исполнения, а это приходит только с практикой, — говорит он. — Ребята, которые выходят на улицу и изображают то, что накипело внутри, явно добьются большего, чем те, кто рисуют от случая к случаю».
Он сравнивает это с упорством и мужеством людей, которые выходят на войну. «Только наше оружие — не автоматы… Наше оружие — это баллончики с краской», — поясняет художник.
Сам он сейчас хочет выйти на мировой уровень, чтобы его работы были актуальны не только российской провинции, а были бы достоянием культуры общества в целом. Он планирует создавать новые проекты, связанные с Sad Face, и устраивать флешмобы с участием большого числа людей. «Но подобные вещи нужно делать с помощью поддержки крупных галерей, чтобы это оценили по достоинству, — считает художник. — Плюс такие проекты очень сложно сделать в нашей стране. Официально никто такого не позволит».
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).