«Все началось с того, что однажды я увидела мальчишку. Я думала, что он учится в 5 классе. Я так и говорила девчонкам, что мне нравится этот мальчишка. Но они, выпячив на меня глаза, сказали, что это Ветошкин из 8 «Г» класса, что ему уже 15 лет. Но я не поверила, потому что он маленького роста. Но потом узнала, что все это правда. На этом я разочаровалась. До тех пор пока: однажды…»
Это отрывок из дневника школьницы из Пермской области Людмилы Поносовой. Она вела его начале 60-х годов и теперь он попал на расшифровку в проект «Прожито в Перми».
«Прожито в Перми» работает чуть менее полугода. Сотрудники историко-политологического факультета ПГНИУ, Центра городской культуры и волонтеры собирают и сканируют дневники и воспоминания жителей Перми и Пермского края, информацию об их авторах и владельцах.
Координируют работу сотрудница проекта «Прожито в Перми» Татьяна Бугримова и директор музея истории Пермского университета Мария Ромашова. Пермяки тесно сотрудничают с основной командой «
Прожито» , собирающим электронный корпус дневников.
Татьяна Бугримова рассказала ТЕКСТу, о чем писали пермяки в своих дневниках, как шифровали свои записи и стремились ли уехать из города.
Дневники «по горячим следам»
Дневники быстро погружают в другую эпоху. Всегда интересно заглянуть в те записи, которые автор скрывал при жизни ото всех, делился со своим дневником настоящими секретами. Если воспоминания человек пишет спустя какое-то время, то дневник обычно ведут «по горячим следам». Сейчас мы в основном работаем с дневниками из Государственного архива Пермского края, в ближайшее время планируем поработать с архивом в Кудымкаре, с Пермским краеведческим музеем и музеем истории университета.
К нам обращаются также и жители Пермского края. Например, очень интересный дневник школьницы Людмилы Поносовой (автор вела ее в 1963-1964) передала нам ее внучка Екатерина Кондакова.
Почему важен любой текст
Это не всегда дневники людей, которые уже умерли. Нижняя граница дневников ничем не ограничивается. Пожалуй самым «старым» дневником на сегодняшний день можно назвать дневник Владимира Степановича Верхоланцева – педагога, краеведа за 1893 год. В дневнике всего несколько страниц, где очень краткие записи.
Например, автор мог записать свадьбу знакомых, отъезд и приезд папы и бабушки.
Верхняя граница ограничивается 2000 годом. Самым современным дневником, пожалуй, можно считать дневник директора школы и учителя Василия Молодцова из фондов ГАПКа, последние записи в них встречаются за 1993 год. Мне кажется, нам еще не встречались дневники, которые бы мы не принимали: любой текст для нас очень важен.
В дневниках всегда удивляет регулярность. Авторы ведут свои записи чуть ли не каждый день, находят время, чтобы описать прошедший день. На это нужно время, силы и терпение, поэтому особо большие дневники несомненно впечатляют.
Наблюдения за природой, отчеты о еде и пройденных километрах
Пока сложно выделить какую-то «пермскую» особенность в дневниках, потому что темы, на которые велись эти записи, могут быть весьма общими. Например, большой пласт занимают дневники наблюдений за природой. Второй вид записей, это дневники путешественников: жители Пермского края путешествовали по Азии, ездили по краю (например, это подробно описывается в дневниках лектора Зинаиды Ивановны Таруниной), на гастроли (например, дневники актрисы М.Ф. Януш).
Очень много дневников, авторы которых участвовали в туристических походах. Чаще всего они велись школьниками и, как правило, похожи друг на друга: в них содержится описание распорядка дня, пройденных километров, отчеты о еде. Есть дневники, которые велись на фронте, в переломные моменты жизни.
Чаще всего, конечно же, встречаются дневники учителей и подростков. Они как правило очень «живые» и эмоциональные. Возраст их тоже довольно разный. Кто-то вел дневник на протяжении всей жизни, кто-то только в определенный период своей жизни.
Дневник актера, шифр Цезаря и приключения в духе «Перевала Дятлова»
Безусловно одним из интереснейших дневников из фондов ГАПКа является дневник Андрея Ивановича Чайкина –актера и режиссера. Это один из самых подробных и длинных дневников. Автор вел его с 1919 до самой смерти до 1949 года. Он начинает вести дневник в уже довольно зрелом возрасте, в 53 года. В это время он женится на женщине, с которой была большая разница в возрасте, и у него рождается сын Славик.
А.И. Чайкин подробно описывает быт, еду, из дневника становится понятно, что его семья часто болеет. Они проживали в Юго-Камске, и особо ценны его записи в годы Великой Отечественной войны. Семейная трагедия развернется, когда Славика заберут на фронт и он там погибнет. Боль от потери буквально пропитывает дневники Чайкина, и сам он будет постоянно ждать смерти.
Еще один дневник принадлежал Арнольду Федоровичу Ожегову. Автор вел свой дневник в 1940 годах, мы расшифровывали его в ходе лаборатории. Это дневник молодого человека, который был весьма откровенен со своим дневником. Некоторые его части были написаны шифром Цезаря, но совместными усилиями в «Прожито» его смогли расшифровать.
Еще один дневник принадлежал Тамаре Катаевой. К сожалению, об авторе больше ничего не известно. Она вела его во время зимнего похода по реке Оби в 1954 году. Мне кажется, те, кто интересуется историей гибели туристической группы на перевале Дятлова, обязательно должны прочитать дневник Катаевой. Там такие приключения! Отважные участники похода покоряют зимний лес, а это было в феврале в лютые морозы. У них в середине похода горит палатка, поход затянулся на больший срок, многие участники заболели, еда почти кончилась. В конце концов за ними прилетел спасательный вертолет.
Что нового узнали о Перми из дневников
Пока из дневников не складывается целостный образ города. Мы можем узнать, что авторы ели, куда ходили по выходным, чем занимались. Однозначно можно заключить, что они жили в этом месте и не писали, что стремятся куда-то уехать.
Один дневник, члена туристического клуба «Голубые дали» очень меня поразил. Судя по всему принадлежал он девочке лет 13 и в марте 1976 года она начинает тетрадь, которую называет «Кругосветка вокруг Перми». Это мини-записи об однодневных походах вокруг Перми и в почти каждой записи есть следующая фраза «это наш шаг к Ленинграду». То есть такой хороший подход: перед путешествием тренировать наблюдательность и выносливость в тех местах, что рядом с нами. Тогда и город становится понятнее и ближе.
Почему скучных дневников не бывает
Для исследователя нет скучных дневников, бывают неинтересные исследовательские вопросы. Любой текст уникален, даже с самыми бытовыми заметками. Через них можно проследить язык описания, например. Если совсем кажется, что в дневнике нет никакой полезной информации, можно к такому дневнику приобщить дополнительные источники. В «Прожито» считают, что любой текст рано или поздно обязательно найдет своего читателя.
Надо еще учитывать тот факт, что «Прожито» - это электронный корпус, и самые простые на вид дневники, попадая в него, существенно его пополняют. Особенно это нужно тем, кто работает с большим массивом данных.
Проект «Прожито в Перми» принимает дневники и воспоминания для сканирования. Также
можно поучаствовать в лабораториях по чтению и расшифровке дневников.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фото: Прожито в Перми, Государственный архив Пермского края.