Конец очереди выглядывал за здание школы: ребята выстроились за автографами к Павлу Пьянкову, ведущему культовой пермской телепередачи о кино «YEAH!».Тем зимним утром он снимал очередной выпуск не в студии на «Рифее», а в школе №22.
«Мои друзья тоже приехали посмотреть на съемки и у них «отпала челюсть»: Паша, ты что, такой популярный?! - Не поверите, да!», - вспоминает тот случай Павел Пьянков.
Его передача о новинках кино действительно была невероятно популярна в 90-е. В то время практически в каждой пермской семье уже был видеомагнитофон и рейтинг «YEAH!» был очень высоким — 45%. Обаятельный ведущий в рокерской косухе, черном берете и очках рассказывал о главных фильмах недели.
Для пермской молодежи он был и блогером с YouTube, и «Кинопоиском», и кинокритиком одновременно. Павел Пьянков рассказал, как придумал культовую программу о кино «YEAH!» и почему она — главное дело его жизни.
С хулиганским «Приветом!»
Посреди комнаты на четырех сдвинутых вместе столах лежала огромная груда писем, над которой склонились пять человек. Они вскрывали конверты. Еще четыре мешка с письмами стояли в углу. Еще никогда Пермское областное телевидение не получало так много писем разом. Девушки со всей области хотели попробовать себя в роли ведущей молодежной передачи «Привет!», которую в 1989 году придумали и запустили диск-жокеи Павел Пьянков, Сергей Кущенко и режиссер Надежда Ильинская. Продюсером программы стал Игорь Южанинов, ныне — руководитель Государственной телевизионной и радиокомпании «Пермь».
«Привет!» сразу стала известной и скандальной. «Это был 30 минутный выпуск, альманах. Она моментально побила все рекорды и рейтинги. Но публика не привыкла видеть таких разнузданных ведущих и говорить на хулиганские темы. Например, на тему кличек. Почему они появляются у школьников? В то время это было эпатажно», - вспоминает Павел Пьянков.
Ведущую в итоге нашли, а «Привет!» после трех выпусков выгнали с областного телевидения со скандалом. В тот же день коллектив программы пришел на недавно созданную Николаем Сергеевым телекомпанию «Рифей». Так передача стала выходить уже на этой площадке. «В программе была страничка, посвященная американскому кино. И когда Надежда Ильинская покинула «Привет!», а Сергей Кущенко ушел в баскетбол, я остался один и решил превратить ее в отдельную программу», - вспоминает Павел Пьянков. Руководство «Рифея» идею поддержало.
Бешеная популярность «YEAH!»
В то утро Павел Пьянков как обычно читал книгу в маршрутке по дороге на работу. Оторвавшись от повести, он заметил, что весь автобус в абсолютной тишине подсчитывает число значков на его черном берете. Пассажиры хотели выиграть конкурс в «Привет!», ответив на вопрос, «Сколько значков у Пашки на берете». Свой образ, черные очки и черный берет, Пьянков придумал еще тогда. Его знаменитая косуха появилась уже в программе «YEAH!».
Первый выпуск «YEAH!» вышел на «Рифее» 31 марта 1992 года. С того момента на протяжении 15 лет Пьянков сам делал программу от и до: был редактором, режиссером и ведущим. Сам создавал заставки, смотрел и выбирал пятерку главных фильмов недели, делал раскадровку, писал текст, придумывал задания для конкурса видеоманов, а потом приезжал в студию и помогал монтировать.
Возможность практически неограниченного просмотра киноновинок обеспечивал свой бизнес, видео студия Lagos Bros. «У меня получилось нащупать формат, который хорошо «поедается» молодежью и подростками, а ответы на конкурс видеоманов присылали в основном дети, школьники. Сперва они присылали письма, а потом с появлением телефонии оставляли голосовые сообщения. Я сам все это читал и слушал. Победители приходили к нам в студию. Появиться в передаче для них было настоящим событием!», - вспоминает Павел Пьянков. Первый год «YEAH!» работала параллельно с программой «Привет!», но выпуски последней выходили все реже и реже и в итоге ее свернули.
Пермская программа о новинках кино выходила в прайм-тайм дважды в неделю: в четверг — свежий выпуск, в субботу — повторение. В ее производстве не все шло гладко. Например, сложно было делать титры для каждого выпуска: сперва их нужно было напечатать на лазерном принтере, а потом «прожечь». Для этого камеру устанавливали вертикально, светом их «прожигали» и накладывали на изображение.
«YEAH!» пользовалась бешеной популярностью — ее рейтинг на «Рифее» составлял 45%. Известность обрушилась и на Пьянкова. Когда он от нее уставал, то снимал берет и очки, но раствориться в толпе получалось не всегда — ведущего выдавал голос. Однако были от известности и ощутимые плюсы. Так, по просьбе Кущенко «YEAH!» помогла в раскрутке пермского баскетбольного клуба «УралГрейт», в 90-х он упоминался в каждом выпуске.
Тайный побег на «СТС-MAXIMA»
«Паша, а почему ты за свою передачу не платишь ни копейки?», - новое руководство «Рифея» в 1995 году готовилось к выборам мэра, чистило сетку вещания и явно намеревалось избавиться от хулиганской программы о кино. «Что это я не плачу! Я за нее не получаю ни копейки!», - парировал Павел Пьянков, но намек понял. Вместе с Сергеем Кущенко они отправились на «СТС-MAXIMA» и договорились о переходе на новый телеканал.
В течение месяца «YEAH!» вела двойную жизнь: выпуски для «СТС-MAXIMA» создавались тайно, с новой обложкой и форматом. Отдельно снимали программу для «Рифея», где она выходила как ни в чем не бывало. О тайном побеге программы узнал Игорь Южанинов, работавший в то время на «Рифее». Он намекал руководству телеканала, что популярная программа о кино уйдет, но ему не верили. «И вот настает очередной четверг, время выхода программы «Рифее», а она выходит на «СТС-MAXIMA». В сетке «Рифея» — дыра! Был скандал. Но это 1995 год, никаких договоров с телеканалом у меня не было, я ничего им не был обязан», - вспоминает Павел Пьянков.
На новом месте работалось над программой легко. «На «Рифее» я все делал сам. Сколько это времени занимало! А на «СТС-MAXIMA» я приходил в студию, снимал выпуск и уходил. Остальное они делали сами», - вспоминает ведущий.
За годы выхода «YEAH!» Павел Пьянков ни разу не получил зарплаты, зато раскрутил свою видео студию Lagos Bros, которая выступала спонсором программы. Продажи видеокассет от Lagos Bros подлетали после очередного выпуска передачи в разы, особенно это касалось «главных фильмов недели».
Эксклюзивные интервью со звездами боевиков
В «YEAH!» можно было увидеть эксклюзивные интервью с голливудскими актерами — со Стивеном Сигалом и Марком Дакаскосом. Появление суперзвезд американского кино в провинциальной телепередаче казалось невероятным. Это случилось благодаря студии Lagos Bros, которой владел Пьянков. «Мы работали дистрибьюторами и меня постоянно приглашали в Москву. С Марком Дакаскосом мы снимали интервью на открытии «Планеты Голливуд». К сожалению, Арнольд Шварценеггер тогда не приехал. Еще удалось поговорить со Стивеном Сигалом. Так вот Марк Дакаскос гораздо его интереснее!», - вспоминает Павел Пьянков. Были гостями «YEAH!» и российские звезды, например, интервью с актером сериала «Моя прекрасная няня» Сергеем Жигуновым ведущий записал на легендарной «Горбушке».
На популярном рынке около ДК им. Горбунова Пьянков бывал каждую субботу. Специально летал из Перми каждые выходные, чтоб привезти кассеты с новинками кино. Там же купил свою первую куртку-косуху, которая стала неотъемлемой частью образа. В Перми в о время ее было не достать. «Недолго я протянул такой режим, год или два, а потом нашел человека, который стал ездить вместо меня», - вспоминает Павел Пьянков.
Снимали выездные выпуски и в Перми. «Под Новый год я со съемочной группой обычно объезжал своих друзей и задавал всего один вопрос: какой самый главный фильм за этот год вам понравился больше всего? Уже потом была серия выездов в школы», - рассказывает ведущий.
Почему закрылась «YEAH!»
Расцвет «YEAH!» пришелся на период с 1995 по 2004 год. К концу 90-х видеокассеты постепенно стали уходить в прошлое, им на смену спешил DVD-формат. В 2003 году Павел Пьянков возглавил кинотеатр «Октябрь», который стал генеральным спонсором программы. Через год студия Lagos Bros закрылась. К тому моменту она торговала уже не видеокассетами, а фильмами на DVD-дисках.
Сперва «YEAH!» выходила на «СТС-MAXIMA» в прайм-тайм, но со временем ее отодвигали все ближе к полуночи. На последнем году работы ее показывали в 23.30, а повтор выходил в 8.30. Былых зашкаливающих рейтингов уже не было, она набирала 1,5-2%. Телевидение остро почувствовало конкуренцию со стороны Интернета, телесмотрение начало падать. «СТС» решил окончательно отказаться от региональной сетки вещания.
Последний выпуск легендарной пермской программы о кино вышел в июле 2007 года. «Мои фанаты подсчитали, что на моей программе выросли три поколения. За 15 лет «YEAH!» посмотрели хотя бы раз 4,5 млн. людей», - говорит Павел Пьянков. Сперва он хотел ее перезапустить на «ТНТ-Пермь», но этот телеканал тоже отказался от региональной сетки вещания. Тогда ведущий попробовал вернуться на «Рифей», но дело застопорилось. «Через два-три месяца я увидел, сколько у меня стало свободного времени. Полно! И я успокоился. Конечно, мне жаль было отпускать такой проект. Я понял, что не Lagos Bros и не кинотеатр «Октябрь», а программа «YEAH!» была главным делом моей жизни», - говорит Павел Пьянков.
После ухода из «Октября» в 2015 году он полностью посвятил себя воспитанию и образованию дочери, однако с кино и программой «YEAH!» не «завязал». За 15 лет работы он снял 700 выпусков и начал их оцифровывать. «Я придумал новый медиапроект, он не связан с «YEAH!», но тоже о кино и может работать как на телевидении, так и в Интернете. Подробнее о нем я не готов пока говорить, но я уж постараюсь, чтоб мне за него заплатили!», - говорит Павел Пьянков. Новый проект он рассчитывает запустить уже в этом году.
P.S. Главные фильмы 2019 года
Павел Пьянков — киноман со стажем. Сегодня он по-прежнему смотрит один-три фильма в день и каждую неделю ходит в кинотеатр. ТЕКСТ попросил известного ведущего назвать главные фильмы 2019 года: