В Пермском крае разработчики ЭПОС отказались вводить в электронный дневник рейтинг учеников в классе и школе. Такое решение было обусловлено заботой о психологическом самочувствии ребенка. По словам специалистов, достижения ученика нужно сравнивать с его собственными успехами, а не с оценками одноклассников. Однако есть мнение, что такие рейтинги мотивируют ребенка к учебе.
ТЕКСТ решил узнать, нужен ли в электронной образовательной системе рейтинг ученика и насколько он мотивирует ребенка хорошо учиться. Своим мнением поделились родители учеников пермских школ.
Наталья Чуднова, мама семиклассника
Да, мой ребёнок сравнивает себя с другими. Но это его ни капли не мотивирует. Вернее, он всегда говорит, что он-то ещё ничего, а есть те, кто ещё хуже. Вообще я считаю, что детей сейчас мотивируют не оценки. По своему опыту вижу, что замотивировать может учитель. Интересно преподаёт, придумывает творческие задания, развивает, ведёт внеклассную деятельность. Т.е. ребёнок буквально начинает за ним тянуться, изучать предмет через симпатию к педагогу.
Ещё может мотивировать рейтинг класса. Когда детям говорят: ну вот вы «А-шки», а «Бэ-шки»-то вас лучше. И как-то все подтягиваются сразу, коллективный принцип «один за всех и все за одного» начинает работать.
Из-за рейтинга в электронном журнале, наверное, некоторые дети и будут страдать. Мой ребенок точно нет. Но неэтично учеников мерить оценками. Мы же понимаем, что у педагогов есть «любимчики», и есть не всегда справедливые оценки. Поэтому да, я против рейтинга чисто по-человечески.
Дарья Плотникова, мама второклассницы
Сегодня рейтинги прочно вошли в нашу жизнь. Оцениваем все - от домашних тапочек до лидеров страны. Не исключением становятся и наши дети. И вроде бы уже не вызывает ярких протестов то, что нас все время измеряют и сравнивают с кем-то, но так хочется, чтобы как и в наши времена детства, школа давала ребёнку друзей и товарищей, а не соперников на большом конкурентном поле.
Поэтому я поддерживаю решение о том, чтобы убрать из ЭПОС соревновательный элемент. Более подходящий для конкуренции вариант - это творческие конкурсы и спортивные состязания, которые наполнены здоровым духом соперничества.
Сергей Санников, отец ученика 4 класса
Я не против рейтинга учащихся в электронном журнале. Только если его смогут видеть исключительно родители и педагоги, а не ребенок. Хотя думаю, что моему ребенку будет все равно. Он и так знает, кто и как учится в классе и что есть «любимчики», но не переживает по этому поводу.
Но есть дети, которые болезненно воспринимают и переживают за свою успеваемость. Так что, наверное, зависит от ребенка. Но лучше доступ к рейтингу пусть будет для него закрыт.
Юлия Колесникова, мама учеников 5 и 8 класса
Я думаю, сделали правильно, что не ввели рейтинг учащихся. Ребёнок должен сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним и видеть свой рост. Сравнение себя с другими - это плохо. Другие дети - не ты, они просто другие. А сравнение - это путь к зависти, неуверенности или, наоборот, к заносчивости и даже травле «плохишей». Так что я «за».
Рейтинги между детьми, возможно, нужны в каком-нибудь спорте больших достижений, а в простом выращивании счастливого человека - нет, это вред один.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).