22 Марта 2016 | 14:37

Дневник учителя

Учитель иностранного языка в одной из элитных школ Перми на условиях анонимности рассказала ТЕКСТУ об ошибках коллег, о доходах, и о родителях-«понторезах».

Как стала школьным учителем

У меня переводческое образование, и я никогда не думала, что буду работать учителем. Но в Перми нет предложений в области перевода. На предприятиях города очень мало переводчиков, они держатся за свои места. Поэтому в итоге я выбирала между работой «учителем» и «учителем».

Вообще я хочу уйти из системы образования.

О качестве преподавания языка

В нашей школе высокий уровень преподавания. Но, естественно, пожив в стране, где этот язык родной, я слышу ошибки, которые допускают учителя. И грамматические, и стилистические. Впрочем, относительно уровня Перми, у нас все-таки очень хорошее качество обучения (причем я могу сравнивать и со школой в другом городе, в другой области, где я недолго работала).  

Если говорить про Россию в целом, то есть принципиальное отличие от зарубежной системы образования. У нас иностранному языку детей учат русские учителя. В Европе же, как правило, все иностранные языки преподают его носители. Например, английскому языку учит англичанин, французскому – француз, немецкому – немец и т.д. Ситуация у нас удивляет. Думаю, это идет с советского времени. У нас и сейчас почти нет иностранцев в школах. В Москве и Питере они, конечно, преподают. И найти их, конечно, можно. Но их совершенно нечем заинтересовать. Ни доходом, ни климатом.

О новой роли учителя

Сейчас роль учителя меняется. Большое внимание уделяется рефлексии: ты должен проговорить с учениками, чему они научились, за что получили оценку. Они должны это понимать. У детей формируется некий сознательный подход.

Это хорошее новшество. Но не все учителя готовы к таким переменам. Много молодых, которые готовы. Но подавляющее большинство педагогов - люди старой закалки. Им, конечно, сложно.

О качестве высшего образования

Если сравнивать высшее образование у нас в стране и в Европе, то сравнение будет не в пользу России. Российское образование хорошо в том плане, что оно основательное. У нас затрагивают, мне кажется, больше областей знаний, а в европейской системе идет уклон, скорее, на практику, на узкое освоение специальности. Самый яркий пример – семь лет назад уже на 5 курсе нашего вуза у меня была такая дисциплина, как ОБЖ! И физкультура, кстати, была до 3 курса. В итоге уменьшается количество часов, которые нужны тебе для изучения непосредственно специальности. В Европе наоборот - только предметы по специализации, никаких ОБЖ и физкультур.

Российским студентам не хватает практики. В России стажировка у студентов - месяц, а в европейском вузе – полгода. За 6 месяцев научишься, конечно, большему.

В итоге российское образование оказывается фундаментальным, но бесполезным.

О ЕГЭ

Я бы не сказала, что школьники живут ради ЕГЭ, а потом все забывают. Все-таки ЕГЭ - это специфические требования, совершенно конкретные. Экзамен достаточно объективен, и он нужен, потому что это определенный уровень, этап в обучении. Это не совершенно бесполезная трата времени.

О современных школьниках

Современные дети… они другие. Как ни странно, нынешнее поколение не умеет работать с информацией – находить ее, отбирать важное, синтезировать. Ее стало намного больше, она стала общедоступна: в этом смысле у них теперь есть все по сравнению с нами, но они не умеют получать от этого выгоду. Информации стало очень много, в ней сложно сориентироваться, и их не учат этому. Может быть, они научатся, но будучи чуть постарше.

Придя в школу, я с удивлением заметила, что у нынешних детей больше проблем. В частности, семейных. Очень много неполных семей, или где мама умерла, или ребенок мотается между мамой и папой. В общем таких семей, где ребенок уже пережил тяжелую травму. Меня это очень удивило. В наше время это были, скорее, единичные случаи. Сейчас – более массово. Естественно, все это отражается на детях.

О доходах

Ставка учителя зависит от количества детей в школе (так называемое «подушевое финансирование» – прим. ред.). В обычных школах – это примерно 12 тыс. рублей, у нас – 18 тыс.

Я работаю на 1,5 ставки. Вообще мало кто из учителей работает на одну ставку – обычно 1,5-2. Плюс к этому «районный коэффициент», плюс «стимулирование» (участие во внеклассной деятельности – подготовка школьников к олимпиадам, конкурсам и т.д.). Кроме того, у молодых специалистов есть допвыплаты в течение первых трех лет. В итоге я зарабатываю около 30 тыс. рублей. Это достаточно хорошая зарплата для учителя.

Помимо зарплаты, у меня есть дополнительный доход от репетиторства. Здесь я могу уже немножко барствовать: то есть отказываюсь от занятий с маленькими или глупыми детьми. Я беру тех, кто постарше и мотивирован, потому что мне не интересно объяснять алфавит, а нравится делиться знаниями, полученными в Европе.

У меня нет классного руководства, потому что это слишком большая ответственность. И нет мотивации, потому что за это платят лишь 10% от ставки (то есть 1200-1800 рублей в разных школах – прим. ред.).

По слухам, директор школы может получать тысяч 60-80. Но я не знаю, насколько это достоверно.

О неадекватных родителях

Слухами земля полнится. Когда берешь какого-то ученика, узнаешь, кто его родители. Бывает информация, что «лучше его не трогать» – мол, его родители открывают дверь к директору пинком. Такое есть, с этим приходится считаться.

В таких случаях приходится ровнее, спокойнее общаться с учениками. Например, довольно осторожно говорить завучу о проблемах в поведении и решать это в более спокойной атмосфере. Но мне кажется, что в нашей школе это сглажено, здесь ровная атмосфера.

О профессиональном выгорании

Слышала такое, что вроде как выгораешь где-то через 5 лет. Но, конечно, у нас есть учителя, которые работают намного дольше. Не могу сказать, что они профессионально выгорели. Но точно, что они просто устали. Нагрузка слишком большая.

Это такой миф, что у учителей всего 25 рабочих часов в неделю. На самом деле – не меньше 40. Я тоже сначала была счастлива, думая «Здорово! Будет 25 часов!». Ничего подобного. Очень много времени занимает подготовка.

О сериалах

Сериал «Школа» я не видела, не могу ничего сказать. Когда смотреть–то?

О главном бонусе учителя

Самый большой бонус учителя – это два месяца летних каникул. Они греют душу! Кажется, все учителя живут ради этого.

Напрягает, конечно, что нельзя взять отпуск в любое другое время. Например, я не могу смотаться зимой в Таиланд или еще куда-то, куда бывают выгодные туры. Но что поделаешь! Хотя бы у нас в теплое время года отпуск.  


Читать далее:  Официант пермского ресторана  рассказал о еде из тарелок гостей, чаевых и о том, что общего между официантом и пикапером

Танцовщица пермского стриптиз-клуба рассказала о любви к раздеванию, о конкуренции внутри клуба и о том, спят ли стриптизерши с клиентами.

Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
сытый&одетый
Обыкновенное блюдо
Почему сейчас хорошее время открывать ресторан, хотя многие заведения выставлены на продажу.
1588
Закат пончиков
Как лапша побила пончики и станет главной уличной едой.
5161
Как я жила в Канаде
Блюдо "путин", пряные индусы и три звезды Мишлена для доширака. 
6962
Гречка на вес золота
По каким продуктам скучают пермяки, живущие за границей.
7741
Молодо, зелено
В Перми начала работу доставка пророщенных семян.
9030
«Сначала я был в шоке»
По каким продуктам скучают иностранцы в Перми и что думают о местной кухне.
11004
Радость есть
Почему пермяки перестали доверять магазинной еде, или Как у меня появилась своя шоколадная фабрика.
11125
Всё перемелется
Как бывший топ-менеджер завода стал фермером, взявшись за производство масла и муки.
11950
Меловой период
Зачем пермским кафе грифельные доски и кто на них зарабатывает.
36521
истории и спецпроекты
Придется «пить медуз»
Команда из 11 человек отправляется из Перми в тропики. Их цель - выжить на необитаемом острове. 
3161
Год геймеров
Когда ждать выход трех оригинальных пермских компьютерных игр.
2450
За детской мечтой
Как пермский монтажник объехал автостопом все климатические зоны планеты.
4797
Пещерные люди
Зачем туристы спускаются зимой в пермские пещеры и что общего у пещер и космоса.
6823
Счастье и горы
Как пермяки освоили недоступную «долину идолов» и показали ее туристам со всего мира.
6373
Праздность — начало всему злу
«Правила жизни» основателя Перми Василия Татищева и других известных горожан. 
43974
Затаив питание
Покоритель «полюсов недоступности», бесстрашный путешественник Андрей Королев рассказал, как отказался от мяса и достиг больших успехов в спорте.
19108
Клубометры дыма
Как зарождались, становились культовыми и уходили в небытие легендарные пермские танцевальные клубы. 
44231
Кто у вас с подносом
Официант крупного пермского ресторана на условиях анонимности рассказал ТЕКСТу о еде из тарелок гостей, «королях вечера», чаевых и о том, что общего между официантом и пикапером.
58443
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!