«Универсальный учитель» - так себя называет педагог из Перми Юлия Майорова. Уже восьмой год Юлия обучает детей от 5 до 14 лет. Сегодня она совмещает работу в частном лицее и муниципальной школе, а также
ведет блог о любимом предмете и трудностях учительской жизни.
Юлия Майорова рассказала ТЕКСТу, чем отличается работа учителем в частной и муниципальной школе и с какими трудностями приходится часто сталкиваться педагогу:
Безусловно, разница в работе в частной и муниципальной школе есть
И вопрос не в плюсах и минусах, а в разнице подходов. В частной школе отсутствуют бюрократические барьеры для учителя. Здесь иная система электронных дневников, и она проще, чем ЭПОС. Также в лицее отсутствуют бумажные отчёты. Я знаю, что во многих муниципальных школах не сдают бумажные отчёты, но в моей школе система пока не переведена в электронный вид.
Родители в частных школах в большинстве своём открытые, идут на контакт. С родителями муниципальных школ объективно сложнее работать, и ощущаешь сильное давление общества. Часто, в любой конфликтной ситуации, виноватым остаётся педагог, и неважно: стаж у него 5 или 35 лет. Классные руководители несут большую ответственность за воспитанников. В частной школе конфликтные ситуации решаются совместно с администрацией, и педагог не остаётся один на один с проблемой.
Отличается и система стимулирования. В лицее заработная плата складывается из оклада и персональной надбавки, но при этом нет балльно - рейтинговой системы, как в муниципальной школе. Я считаю систему стимулирования наших школ несовершенной и непрозрачной. Зачастую у меня отсутствует желание подавать документы на получение стимулирующих выплат.
Многие педагоги и родители с опаской относятся к частной школе
Ведь для нашего города это еще новинка. Но нужно понимать, что частный сектор образования создаёт конкуренцию на рынке труда и обучения. Не только дети могут выбирать, где обучаться, но и педагог теперь может выбрать, где ему комфортнее работать, ведь каждая школа уникальна по своей философии и коллективу. Каждый педагог может найти своё место, и если у него не получилось в муниципальной школе, то он может попробовать в частной.
Я считаю, что секрет развития современного образования кроется в многообразии и разнообразии образовательных услуг. Нельзя говорить о том, что хороши только частные школы или муниципальные, оба сектора взаимодополняющие и обогащают друг друга. Опять же муниципальным школам необходимо понимать, что при бурном развитии частного сектора в образовании происходит утечка кадров, что может привести к их дефициту.
Учитель - публичный человек, поэтому приходится тщательно следить за своим поведением, внешностью и контентом в соцсетях
В частной школе о моём блоге знают все и могут влиять на контент. Я могу без опаски показывать учеников и фрагменты своих уроков. В муниципальной школе я не распространяюсь о блоге, но подписаны некоторые коллеги и родители. Они ведут себя, как и другие подписчики: ставят лайки, комментируют посты и реагируют на сторис. Но я уверена, что могут найтись и те, кто меня осудит.
Трудностей у учителя достаточно, но тот, кто на них акцентирует внимание, в образовании надолго не задерживается. Для меня блог иногда выступает в роли личной терапии, когда я могу поделиться проблемой и получить отдачу в виде совета или сопереживания.
Благодаря таким блогам родители лучше понимают трудности учительской жизни и переосмысливают своё отношение к педагогам. Коллеги понимают, что они не одни и, если их где-то не поддержали в школе, то может поддержать учительское Instagram-сообщество.
Учителей могут обвинить во всём, и сделать теперь это очень легко
Достаточно сказать, что он не совсем внимателен к детям, много/мало задаёт домашнего задания, имеет в классе любимчиков или кого-то недолюбливает, часто/редко ругает детей, либо стимулирует либо не призывает участвовать в олимпиадах и прочее. Этот список можно продолжать до бесконечности. Почему нападки идут только в сторону учителей и врачей? И если опросить всех родителей страны, какой он - учитель их мечты, сойдутся ли они в едином мнении?
А сколько громких увольнений было за последние пару лет. Ведешь блог в инстаграме - увольняйся! Являешься автором подкаста - увольняйся! Выходишь на митинг/пикет - увольняйся! Занимаешься плаванием и выходишь на публику в купальнике – то же самое. Получается, что у учителей не может быть нормальной жизни ни в школе, ни за её пределами. Тогда возникает вопрос – как такой человек должен научить детей: принимать решения, делать выбор, мыслить, рассуждать и творить, отстаивать свои права, когда он сам ограничен в правах?
Учитель даже на больничном выполняет огромный объем работы, но никто с этим не считается
Я достаточно открыто пишу в блоге о трудностях учительской жизни, но через призму своего опыта и пережитых эмоций. Например, как обычно уходят сотрудники на больничный? Вызывают врача, сообщают работодателю, проходят лечение. Примерно такой алгоритм я себе представляла, пока восемь лет назад впервые не вышла на замену учителя.
Как болеют учителя? Перед вызовом или после вызова врача стараются найти себе замену. Хорошо, когда администрация этим занимается сама. Сообщают завучу о том, что заболели. Замещающему коллеге передают дела класса: списки питания, логины от электронного журнала, списки детей, посещающих кружки, дежурных и пр., планирование, где хранятся учебники, методички, тетради, извещают родителей класса.
Кто-то умудряется проводить уроки и проверять работы дистанционно, участвовать в конкурсах и проходить курсы, выставлять отметки и пропуски уроков. Знаю некоторых коллег, кто ходит в школу и берёт тетради на проверку.
То есть часто учителя даже на больничном выполняют огромный объем работы, но никто с этим не считается. Администрация и родители считают, что это в порядке вещей, а педагоги боятся выйти из этой системы. Например, прошлой осенью я очень сильно болела. Когда я вышла на работу, в первый же день меня прилюдно отчитали за то, что я забыла заполнить «Траекторию».
Мне постоянно стыдно выуживать информацию об учениках от их родителей
Да, учителя делали это всегда, но не так, как сейчас. Если раньше в мои должностные обязанности входил сбор данных о детях и родителей, то теперь - это моя основная обязанность (моë личное ощущение). Особенно остро я это почувствовала, когда надо было дважды собрать летнюю занятость. Даже когда ты находишься на больничном или сессии, ты должен заполнить систему «Траектория» - инструмент для профилактики детского и семейного неблагополучия.
Заполняя данные, теперь не получится написать, что ребенок летом был на даче/море/у бабушки, так как нужно указывать конкретный адрес. На мою просьбу написать мне, где был ребенок, родители мне пишут аля «наш адрес не дом и не улица». Мы начинаем играть с родителями в детскую игру «Черное с белым не носить, да и нет не говорить», видимо, чтобы мне нескучно было заполнять отчеты. Так у меня окончательно утрачивается чувство такта и появляется желание уйти из системы образования.
Я рада, что в моем классе больше родителей, которые понимают, что знать место расположения их дачи - это не моё любопытство и желание нарушить статью о неприкосновенности частной жизни, а необходимость. Но мне постоянно безумно стыдно выуживать эту информацию у родителей.
Когда в классе больше 25 человек, становится очень тяжело работать
Приходится искать и применять другие методы в работе, чтобы успеть всех опросить, проверить домашнее задание и пр. А когда их 30-32? Когда в таком классе ребенок с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то работать становится ощутимо сложнее, а иногда невыносимо.
Когда в классе есть дети, которые систематически нарушают дисциплину, то у учителя всегда болит голова о том, как увлечь их. Когда у детей начинается переходный возраст, то ситуация усугубляется. Когда родители ни разу за два года не встречались со своим учителем, и не было очных родительских собраний, то как с ними выстраивать отношения? Сможет ли учитель находить нужные добрые слова и уладить конфликт между родителями, если он с ними разговаривал только по телефону? Очень много вопросов, и пока у меня нет на них внятных системных ответов.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).