В конце января Людмила Гаджиева написала заявление об увольнении с поста социального вице-мэра Перми. Она руководила пермским образованием долго — 15 лет. Что ей удалось сделать, что не получилось и чем запомнится «эпоха Гаджиевой»?
Спортивные привычки
Людмила Гаджиева любила приезжать на работу пораньше: в 8.30 — 8.45 уже была на месте. Ее коллеги говорят, что эта привычка у нее из спорта — «если тренировка начинается в 9, то ты должна быть к ней уже подготовлена и разогрета». Гаджиева с детства занимается лыжами и обожает спорт, который оказался созвучен ее волевым качествам характера.
Коллеги Людмилы Гаджиевой вспоминают ее как чиновника с авторитарным стилем управления. «Ее стиль управления очень жесткий, нет никаких полутонов», - говорят о ней участники социальных проектов. Рядом с ней было сложно другим людям с независимой активной позицией. Поэтому, «обычно все лавры доставались ей», - говорят бывшие коллеги.
Гаджиева любила управленческие «механизмы». Как специалист работала четко, дали задание — сразу начинала исполнять. И сама она ценила в людях те же качества. «У нее было как в армии: дали приказ, побежал, сделал. Слово начальника — закон. Поэтому она ценила исполнителей», - говорят ее коллеги.
Эти качества помогли ей быстро продвинуться на чиновничьей службе. Проработав главным специалистом отдела образования Дзержинского района всего три года, в 2005 году она перешла в департамент образования администрации Перми, а через год его возглавила.
Объединение школ и протесты
«Эпоха Гаджиевой» запомнится объединением школ и трудностями, которые были с этим связаны. «И хотя это была установка федерального центра, в Перми слияние шло со множеством сложностей на уровне работы с коллективами школ и родителями. Она считала: мы все сделаем сами, а люди воспримут как должное. Но люди не всегда были к этому готовы и протестовали», - говорит ее коллега из департамента образования. Одним из самых сложных стало слияние школ №48 и №49 - родители боялись, что школа в Рабочем поселке после слияния потеряет историческое здание, а педагоги будут перегружены работой.
В среде школьного менеджмента неоднозначно оценивают результаты слияний учреждений. «Один человек не может хорошо проследить за работой всех корпусов школ или детсадов. Каждый школьный коллектив индивидуален, у многих школ есть своя история. Объединяя, мы размываем ее, обезличиваем школы», - на условиях анонимности говорит управленец одной из пермских школ.
Несмотря на то, что Гаджиева сама начинала как учитель математики в родной школе №120, с педагогическими коллективами города отношения у нее складывались не всегда гладко. «С нами она вела себя как чиновник, редко вставала на сторону учителя. К Кассиной (министр образования края, - прим. ред.) мы относимся с большей теплотой: она разрешает спорные ситуации тактично, а Гаджиева — реакционными мерами, насаждает свое мнение», - говорит собеседник ТЕКСТа из среды школьного менеджмента.
«Моя карьера меняется каждые три года»
В начале 2010-х Гаджиева говорила о себе: «Моя карьера меняется каждые три года». Ее амбиции простирались дальше муниципального уровня — ей интересно было поработать в краевом министерстве образования, а дальше перейти на федеральный уровень. Тогда краевым минобром руководил Николай Карпушин. По информации источников ТЕКСТа, их отношения с Гаджиевой были прохладными.
При Людмила Гаджиевой велось активное строительство и ремонт школ. Но и здесь иногда возникали конфликты. Их участники жаловались на ее авторитарный стиль управления. Например, когда закрыли школу №12 на капитальный ремонт в 2009 году, среди родителей появился слух, что администрация хочет продать ее здание под торговый центр. Они объединились против закрытия школы. Разгорелся конфликт, в результате которого автомобилю Гаджиевой, когда та приехала на очередную встречу с родителями, прокололи колеса. «Нужно было все обсудить с родителями и учителями, рассказать про план действий, предоставить родителям возможность выбрать школы, где будут на время ремонта учиться дети. Тогда бы конфликт был смещен в конструктивное русло», - считают ее бывшие коллеги.
Среди удачных проектов Гаджиевой называют идею создания специализированных школ. При ней в городе появились школа дизайна «Точка», «Мастерград», инженерная, IT и транспортная школы. «Она стремилась, чтобы у каждой школы была своя «фишка», уникальность. Чтобы родители не «ломились» только в статусные школы», - говорит собеседник ТЕКСТа.
Коллеги Людмилы Гаджиевой вспоминают о ней как об управленце, который любит брать на себя задачи и решать их: «она любит работать и того же требует от подчиненных. Активно придумывает, предлагает что-то новое». Ее «эпоху» можно вспомнить некоторыми яркими событиями, одно из них — программа международного образования, когда языковые школы Перми обучали преподавателей иностранных языков из других районных школ, а пермские дети получили дополнительные возможности повысить уровень иностранного языка — съездили на языковые стажировки в Германию.
Рейс в депо
«Мастер спорта по всем видам спорта», - так в шутку
называл ее депутат гордумы Александр Филиппов. Гаджиева по-спортивному бралась за проекты, для нее не было «нерешаемых задач». Как спортсменка она увлеклась идеей Пермского международного марафона и не раз признавалась, что это ее любимый проект. «Она стала определенным драйвером проекта, взяла на себя полную ответственность и довела его до реализации», - вспоминает директор АНО “Центр организации спортивных мероприятий «Пермский марафон»” и основательница Школы здорового бега Александра Гуляева. По ее мнению, Гаджиева продвигала спортивные мероприятия, которые давали большой пиар-эффект, но не всегда приводили горожан в массовый спорт. Например, лыжный спринт в центре города «Ёлки».
В 2018 году в карьере Людмилы Гаджиевой произошел неожиданный поворот — ей поручили курировать транспортную реформу в Перми. Руководивший краем в то время Максим Решетников был высокого мнения о способностях вице-мэра.
Людмиле Гаджиевой пришлось курировать создание новой маршрутной сети городского транспорта, запуск новых автобусов, трамваев и «тарифного меню». Крупнейшая реформа городского транспорта, частично совпавшая с пандемией, оказалась сложным проектом. Депутаты Гордумы регулярно критиковали чиновников за ситуацию с транспортом. Губернатор Дмитрий Махонин в прошлом году инициировал переход транспорта обратно в зону ответственности вице-мэра Анатолия Дашкевича.
Считается, что именно транспортная реформа превратила Людмилу Гаджиеву в мишень для критики со всех сторон. Этот проект стал причиной завершения карьеры в администрации Перми.
«Марафон» Людмилы Гаджиевой на муниципальной службе показал, что ее сильные стороны - энергия, решительность, умение брать ответственность, стремление к результату - оказались в некоторые моменты ее карьеры минусами. Каким будет новое место работы бывшего вице-мэра - пока не ясно. Известно, что у нее есть
несколько предложений работы в сфере спорта и образования.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ