Пермская финтех-компания Ckassa в прошлом году первой в России выпустила в открытый доступ приложение, превращающее смартфон в платежный терминал. После этого появилась информация, что разработчиком интересуется Яндекс.
Исполнительный директор Ckassa Андрей Рычков рассказал ТЕКСТу, как пандемия изменила работу компании, Яндекс повлиял на бизнес и какие планы на 2021 год ставит пермский разработчик.
Вы уже подвели финансовые итоги 2020 года? Как пандемия отразилась на финтехе?
Весной прошлого года мы ощутили значительный провал по выручке. Он был вызван, как у всех, замедлением деловой активности в апреле-июне. В пиковый период падение выручки достигало 50%.
Несмотря на это, после оживления рынка, мы отыграли потери и выросли относительно 2019 года по валовой выручке на 7%. Удалось обойтись без сокращения персонала и выпустить по графику все инновационные продукты. Я имею ввиду функцию «Терминал» - это прием платежей с карт при помощи смартфона и набор платежных инструментов Ckassa Start.
«Терминал», насколько мы можем судить, стал первым подобным приложением на российском рынке, выпущенным в свободный доступ.
Это привело к вам дополнительную аудиторию?
Да, это и всеобщая изоляция, повысившая интерес к многофункциональным платежным приложениям. По приложению Ckassa мы в прошлом году преодолели планку в 1,5 миллиона инсталляций в Google Play.
В нашей системе электронных кошельков произошел прирост на 250 тысяч и мы достигли уровня в 1,45 млн кошельков. В этом году мы планируем расширить функциональность кошельков, организовав возможность прямой оплаты заправок и парковок.
Сейчас вы говорите про рынок b2c, а что происходило сегментом b2b?
В прошлом году мы получили хороший опыт взаимодействия с компанией Huawei, которая сейчас увеличивает активность на российском рынке - заключили с ней соглашение. В прошлом году Ckassa появилась в магазине приложений AppGallery.
Мы запустили интересный проект с телемедициной, в рамках которого разрабатываем серьезную систему монетизации этих услуг. Помогаем с платежными функциями нескольким сетям водоматов и сети заправок электромобилей.
Для бизнеса мы предлагаем платежные формы для интернет-эквайринга. В прошлом году в них появилась поддержка Google Pay и Apple Pay. Это необходимо для повышения конверсии платежей.
Как команда Ckassa работала в режиме «удаленки»?
Мы быстро освоились. Новые условия работы заставили нас быстрее перейти на продуктовый подход внутри команды. Раньше мы работали по функциональному разделению - «колодцами» отделов. Каждый отвечал только за свой участок работы. Сейчас у нас каждая продуктовая команда работает над ценностью для клиента. Это позволяет поднять уровень и скорость разработки продуктов.
Летом появились слухи, что вас покупает Яндекс, которому оказались срочно нужны платежные технологии после «развода» со Сбербанком. Такая сделка обсуждалась?
Летом мы много общались с коллегами из Яндекса, наверное, это послужило источником такого предположения. Но детали переговоров некорректно раскрывать в одностороннем порядке. В настоящий момент переговоров о продаже компании мы не ведем.
Но вам нужны инвестиции или федеральные партнеры?
Мы можем развиваться, как с привлечением денег инвесторов, так и без них. В первом случае динамика будет, конечно, выше. Сейчас мы ведем переговоры об инвестиционных проектах на российском и международном рынках. Внутри страны мы обсуждаем привлечение средств Дальневосточного фонда высоких технологий. Предварительная сумма - до 300 млн руб.
С синдикатом частных инвесторов мы обсуждаем проект по выходу в Европу. Уже определена первая страна с которой стоит стартовать и где открыть штаб-квартиру.
Насколько можно судить, Яндекс, все-таки, оказал влияние на ваш бизнес?
Да. У нас проходит изменение в структуре клиентов - такси «Везет», после сделки с Яндексом, переходит на работу с приложением Яндекс Go. С 2016 года платежные функции «Везет» обеспечивала Ckassa. Мы много работали для этой компании как финтех-аутсорсинг и были глубоко погружены в поддержку бизнеса. Нам удалось достигнуть серьезной функциональности платежных решений для такси.
Например, сплитование (расщепление суммы, - прим ред) процесса в момент платежа. Эта модель обкатана нами в промышленном режиме. После «развода» с «Везет» мы сможем предложить такие решения другим участникам рынка и не только такси. Это курьеры, репетиторы, частично медуслуги, парикмахерские и бьюти рынок, услуги на дому, всем, кто так или иначе работает через IT-агрегаторов.
Что еще вы планируете на этот год?
Мы начинаем менять схему монетизации - будем вводить подписку на сервисы. Например, тариф с оплатой за год. У клиента появится фиксированный расход на прием платежей - это позволит ему спланировать бюджет по затратам. При этом, эффективная стоимость за платеж будет ниже - получится больше услуг за меньшие деньги.
Планируете наращивать базу клиентов?
Мы завершаем работы по увеличению производительности нашей платежной системы - потенциально сможем обслуживать в четыре раза больше клиентов. Речь примерно о 5-6 миллионах пользователей.
У нас есть проект «Эквайринг 2.0» который предполагает в этом году запуск серии новых возможностей для пользователей нашей платежной формы. Например, ее встраивание в сайт для оплаты без перехода на другие ресурсы, кастомизация платежной формы, встраиваемые модули. Появится поддержка Системы быстрых платежей.
В андроид-приложении появится «финансовое рабочее место». Можно будет выставлять клиентам счета всеми способами, отслеживать оплату. Малый бизнес за небольшую плату сможет управлять клиентскими отношениями. Причем, это открытая система, где можно фиксировать платежи через любые банки и наличными.
В прошлом году вы стали резидентами «Сколково». Какие новые возможности это дает?
Благодаря «Сколково» мы будем активнее участвовать в событиях, общаться с представителями банков и платежных систем. Нам интересно участие в акселераторах центра, в выставках, а также получение грантов. В этом году попробуем при помощи Fast-track войти в реестр российского ПО.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).