Вчера оргкомитет по подготовке празднования 300-летия Перми выбрал логотип юбилея города. Он представляет собой контур числа 300 и может использоваться как «контейнер», где могут размещаться символы города и узнаваемые объекты.
В соцсетях нашлись критики логотипа. Комментируя ситуацию губернатор Дмитрий Махонин высказался по-философски: любой вариант логотипа вызвал бы такую же реакцию. «Это вопрос восприятия действительности».
ТЕКСТ поговорил с экспертами о том, почему логотип юбилея города получился модный, но не оригинальный.
Наиля Аллахвердиева, директор Музея современного искусства PERMM:
Большой плюс этого логотипа в том, что он модно выглядит. В этом смысле сувенирная политика юбилея не будет вызывать у горожан и туристов отвращение. Если же говорить об оригинальности, то если поставить рядом с логотипом 300-летия Перми логотип 400-летия Новокузнецка, мы увидим, что замена первой цифры — тройки на четверку — не делает наш логотип оригинальным.
У Новокузнецка точно также была использована идея «контейнеров». Но он был разработан несколько лет назад, успешно прошел через юбилей. В этом смысле логотип Перми — это вчерашний день. А Пермь еще недавно была лидером графического дизайна в стране, центром продвинутой и современной культуры. Поэтому айдентика юбилея должна быть новым словом в графическом дизайне страны и мира. Но мы этого не видим, а видим приятный визуальный стандарт.
Сейчас главный вопрос — концепция юбилея — остается открытым. «Контейнеры» снимают проблему упаковки разного содержания, но не отменяют разговор о том, каким это содержание должно быть, какие ключевые ценности территории мы в эти контейнеры кладем. Юбилей — это ресурс развития города в большей степени, чем какой-то ивент, который мы должны так или иначе отпраздновать. Он должен решить огромное количество проблем в городе и, в том числе, повысить осмысленность города относительно своего будущего.
Команда дизайнеров студии Level Design Communications:
Этот логотип как некая «рабочая лошадка». Это не совсем фирменный стиль, потому что нет содержательного момента. Это некое формообразование, рабочая версия, с помощью которой можно организовывать визуал на тему 300-летия Перми, не более того. Айдентика должна иметь уникальность, чтобы пермское было пермским. Здесь ее нет. Такой же знак можно представить к 300-летию другого города. То, что через логотип-«контейнер» будет проглядывать Дягилев или «Счастье не за горами», уже не важно, туда можно подставить все, что угодно.
Словесная часть «Триста лет Перми» набрана даже не нашим пермским шрифтом Permian, который был специально разработан. Мы — один из немногих регионов, который имеет свой фирменный шрифт, пожалуйста, используйте его, но нет. Хотя он тут напрашивается, был бы легкий намек на преемственность с периодом «культурной революции».
Никита Семенов, сооснователь студии дизайна «Кама», директор фабрики «Привет макет», арт-директор и куратор школы дизайна «Точка»:
Нет концепции, от которой все отталкивается, и в итоге результат получился очень формальный. Концепция заявляется как «у Перми богатая история, классное настоящее и перспективное будущее», но, на мой взгляд, фактически ее нет. Поэтому какую бы картинку <в контейнеры> не вставить, большого смысла нет.
Ход с картинками на фоне в создании логотипов используется не впервые, он применялся и раньше. Он нормальный. Думаю, это нормальный провинциальный уровень 2021 года. На 300-лет города, который когда-то позиционировал себя как культурная столица, можно было сделать что-то более актуальное, но этого не получилось.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).