В лужковской Москве 90-х и начала 2000-х годов это было обычной практикой: старинные здания целиком переделывались под коммерческую недвижимость. Историк архитектуры Александр Михайлов рассказал ТЕКСТу, как в Перми можно уйти от такой практики и почему некоторые старинные здания в Перми все еще реконструируют «по-лужковски».
Как пивзавод на Сибирской мог избежать участи новодела
В прошлом месяце «Пермглавснаб» начал восстанавливать корпус бывшего пивзавода на ул. Сибирской, 35. От единственно уцелевшей старинной стенки в новом облике практически ничего не будет: только два фрагмента с декоративными элементами. Остальное разобрали для строительства офисно-жилого здания, фасад которого будет похож на пивзавод, построенный в 1912 году.
Как тогда писали пермские СМИ, экспертиза показала, что сохранять единственный уцелевший фасад бессмысленно с точки зрения безопасности и технологии строительства. Это вызвало много споров и даже судебный процесс.
Однако старинный облик пивзавода можно и нужно было сохранить, - считает Александр Михайлов и апеллирует к международному документу, Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников.
«Хартия говорит о том, что мы должны сохранять старые материалы, воспроизводить их при реконструкции максимально точно. Если мы не можем этого сделать, то должны выдели старинные куски здания, максимально их сохранить и подчеркнуть старину новыми материалами», - говорит историк архитектуры. Иначе говоря, старое должно оставаться подчеркнуто старым.
Базилика Св. Антония (Италия)
Например, в Италии когда начала разрушаться Базилика Св. Антония, построенная в XVI веке из белого камня, который ныне больше не производится, то реставраторы «заковали» старинные остатки в бетонные блоки. Это спасло старое здание церкви, а новые фрагменты были построены с ним в гармонии.
Так будет выглядеть новое здание
Одним из наиболее предпочтительных вариантов реконструкции здания пивзавода могло быть сохранение его стенки. Это был бы шаг подчеркивающий особенности объекта, уникальной формы окон.
Фрагменты старого здания, которые будут использованы в новой постройке.
«Итальянский сценарий» вполне мог воплотиться и старинный фасад мог быть сохранен, - считает историк архитектуры. Внутри здания уже вставлены бетонные блоки. «Ими можно было удержать старый кирпич, расположив не вертикально, а горизонтально. Оставить старые сводчатые готические окна, старую коробку», - пояснил Александр Михайлов.
Какие еще «операции» на старинной городской архитектуре происходят в Перми
Бережнее можно было подойти к сохранению архитектурной пластики Дома техники (колледж им. Н.Г. Славянова). Это здание в стиле конструктивизма было построено в 30-е годы по проекту архитектора Пантелеймона Голосова. Осенью началась его реконструкция с использованием строительной техники: сломали два верхних этажа. Изначально они были построены из шлакоблока с использованием асбеста, токсичного материала, опасного для здоровья.
Если «блоки заменят на кирпич - потеряется пластика, которая была у здания. Нужно было использовать ту же форму, заменить шлакоблочные блоки на газобетонные», - объяснил Александр Михайлов.
Реставрация должна быть обратима. Это один из принципов Венецианской хартии. Он означает, что необходимо расставлять границы старого и нового здания, чтобы, открыв кладку, можно было увидеть различия. «И если реставрация произведена некачественно, то можно разобрать вручную и собрать в лучшем виде», - считает Александр Михайлов.
Но есть и хорошие новости
В Перми есть примеры удачной реставрации исторических зданий. По мнению Александра Михайлова, это здание Узел связи Камского речного пароходства на ул. Монастырской, а также Храм Казанской иконы Божьей матери в усадьбе Свято-Успенского женского монастыря.
Узел связи Камского речного пароходства, фото Павел Петухов
«Неплохой была попытка вписать ЖК «Астра» в исторический квартал. Там нет архитектурного ансамбля, все «понамешано»: с одной стороны сквер Уральских добровольцев, с другой — администрация губернатора, а также жилой дом панельной серии 111 — 97», - говорит Александр Михайлов. По его мнению, неплохо отреставрирован корпус старинных рядов Черного рынка, который является частью ЖК.
«В отличие от «Фабрики-кухни», которая при реставрации была сильно искажена, он выглядит вполне презентабельно. В этом смысле «Астра» вполне себе существует. Но в сравнении с тем же зданием Рейхстага в Берлине, мы увидим, что некоторые вещи делаются тоньше: старое остается старым, а новое — новым», - объяснил историк архитектуры.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ