ВОЗ запускает приложение, которое позволит оценить наличие симптомов коронавируса. Индия, Австралия и Великобритания тоже запустили подобные сервисы. Пермская IT-компания Reactive предлагает свое решение – сервис Logbook, который предназначен для автоматизированного контроля за пациентами и мониторинга эпидемиологической ситуации. Его преимущество – интегрированный облачный call-центр. Logbook поможет рассказать о самочувствии без личного посещения поликлиники, а также снизить нагрузку на медицинских работников.
Коронавирус заставил человечество задуматься о проблемах, которые ранее откладывались в долгий ящик. Одна из них – как эффективно отслеживать состояние здоровья у большого количества людей, когда человеческих ресурсов недостаточно? Так, в Пермском крае, по состоянию на 24 мая, на домашнем карантине находилось 2266 человек. Не стоит забывать, что в регулярном мониторинге нуждаются не только больные COVID-19, но и пациенты с хроническими заболеваниями, беременные женщины и дети. Специалисты Минздрава совершают несколько тысяч звонков каждый день. Бригады скорой помощи работают на износ. В подобных условиях можно и нужно активно использовать современные технологии.
В начале апреля премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что граждане, находящиеся на домашнем карантине, будут обязаны самостоятельно заполнять журнал о самочувствии и подтверждать свое нахождение дома. В связи с чем власти Москвы обязали горожан использовать приложение «Социальный мониторинг». Оно помогает информировать о добросовестном соблюдении карантина. С начала запуска системы на ее работу стали поступать жалобы. Люди писали, что селфи требовалось сделать глубокой ночью, а штрафы приходили даже тем, кто не нарушал режима самоизоляции. Вот почему от москвичей и по сей день поступают просьбы отключить «Социальный мониторинг».
Пермские IT-специалисты предлагают свое решение проблемы – простой и удобный сервис Logbook, который будет предоставлен регионам в бесплатное пользование.
Cервис на сегодня имеет необходимый набор функций для отслеживания состояния здоровья наблюдаемых (симптомы заболевания, а также пояснения, какие данные нужны и как правильно их подать). Пациент привязывается к определённому участку конкретного медицинского учреждения. Он ежедневно заходит в Logbook по ссылке и передает информацию о самочувствии, а также может оставить комментарий для лечащего врача, если необходимо.
Сотрудник медицинского учреждения в свою очередь видит в личном кабинете сервиса всех привязанных к его участку наблюдаемых и данные об их состоянии здоровья. Он может увидеть историю болезни и статистику показаний каждого пациента за весь период наблюдения. Если в показаниях кого-либо из пациентов есть отклонения от нормы, медицинскому работнику приходит соответствующее уведомление.
Пользователи системы могут также наблюдать за эпидемиологической ситуацией в регионе. Она отображается на информационной панели, которая объединяет данные по распространению вирусных заболеваний и показывает динамику широкого спектра показателей в виде удобных графиков и таблиц, а на вопросы типа «Возможен ли рост заболеваемости детей до 7 лет?» ответит функционал проверки статистических гипотез.
Основное преимущество сервиса – это голосовые помощники, а точнее интегрированный облачный call-центр. В том случае, если наблюдаемый вовремя не подает данные, система может звонить и напоминать о необходимости передачи. Это также будет полезно, если наблюдаемый находится на территории, где есть проблемы с Интернетом.
За короткий промежуток времени система может обзвонить тысячи наблюдаемых, а если кто-то не взял трубку – система позвонит еще раз. Допустимы разные гибкие сценарии. Например, сервис может звонить наблюдаемому и принимать данные о его самочувствии, а затем передавать их ответственному медицинскому работнику. Либо если голосовой помощник не может дозвониться до наблюдаемого продолжительное время, то будет сформирован запрос на отправку специалистов по месту нахождения пациента. Можно создать большое количество видов наблюдения с учетом разных симптомов и особенностей контроля.
Инфраструктура Logbook соответствует требованиям безопасности информации до 1-го (максимального) уровня защищенности персональных данных и 1-го класса защищенности информационных систем. Сервис располагается в дата-центре, аттестованном в соответствии с 152 ФЗ, и обеспечивает защиту биометрических, медицинских, финансовых и других персональных данных, а также подключение к государственным информационным системам.
На первом этапе сервис запущен в режиме MVP (minimum viable product – продукт, обладающий минимальными, но достаточными для первых потребителей функциями). В будущем планируется развивать систему в области контроля самочувствия людей с хроническими заболеваниями и инвалидностью, а интеграция с ВОЗ и другими системами здравоохранения позволит учитывать историю болезней наблюдаемых и вносить коррективы в процесс наблюдения.
Также будет запущен открытый API (application programming interface – программный интерфейс приложения), с помощью которого сторонние системы смогут добавлять свои показатели в Logbook. Например, производители фитнес браслетов смогут передавать данные о количестве кислорода и уровне сахара в крови, ЧСС и прочих показателях. Сервис будет следить за уровнем подвижности, питанием, артериальным давлением и оперировать данными для анализа здоровья. Встроенное машинное обучение поможет в выявлении заболеваний на ранних стадиях.
Благодаря Logbook граждане смогут рассказать о своем самочувствии без личного посещения поликлиники, а Министерство здравоохранения получит возможность снизить нагрузку на медицинских работников.