На прошлой неделе на Пермском инженерном форуме было представлено фото проекта нового пермского железнодорожного вокзала. Его внешний вид в корне отличается от тех проектов, что были ранее.
Если вариант немецкого концерна Deutsche Bahn предлагал ультрасовременные решения, то архитекторы нынешнего проектировщика, компании «Челябжелдорпроект», использовали элементы пермского вокзала начала прошлого века.
фото Вusiness-class
ТЕКСТ спросил у пермских архитекторов, как они оценивают внешний вид нового проекта здания железнодорожного вокзала и насколько современным он выглядит.
Владислав Новинский, директор проектной мастерской «Альфа +»:
Мне нравится вокзал, который был построен в начале прошлого века. Это было здание в стиле модерн, в то время оно было современным. Нынешний проект выглядит беспомощной наивной пародией. Сейчас у нас современное общество, время ушло далеко вперед, масштабы Перми изменились. В то время в городе жило 50 тысяч человек, а сейчас — миллион. И когда мы пытаемся обновить вокзал таким «детским способом», это смешно.
Город заслуживает достойного вокзала современного вида, а не этой насмешки и карикатуры. Ведь был довольно хороший, интересный проект немецкого концерна Deutsche Bahn. Он гораздо современнее, чем нынешний вариант.
Проект Deutsche Bahn, 2013 год
Александр Рогожников, архитектор:
Я не знаю, почему проектировщики выбрали такой стиль, но в целом я приветствую такую архитектуру, потому что на самом деле Пермь попала в интересный мировой тренд. Это отказ от интернациональной архитектуры и возвращение к архитектуре до ХХ века.
По всему миру наблюдаются сотни случаев, когда сносятся стеклобетонные объекты и на их месте строится красивая традиционная архитектура. Время изменилось, мы не обязаны «ходить строем» мимо серых стеклянных коробок. Понятно, что старые архитекторы, получившие образование в XX веке, этот подход ругают. Но мы видим, чем красивая архитектура отличается от некрасивой.
В данном случае этот проект еще и формирование идентичности. Представьте, что вы едете по железнодорожной дороге и на каждой станции вас встречает стеклянный вокзал. В этом же проекте использованы элементы архитектуры старого вокзала. Понятно, что прежнее здание стояло в другом месте, но в данном случае это попытка придать проекту самобытности.
Пермский вокзал, начало ХХ века
Виктор Щипалкин, почетный архитектор России, завкафедрой архитектуры Уральского филиала «Российской академии живописи, ваяния и зодчества»:
Мне не понятен подход создателей этого проекта. Он не поддается никакой оценке. Это странно — сделать в XXI веке железнодорожный вокзал для миллионного города в стиле конца позапрошлого века. Особенно странно это выглядит на фоне нового здания пермского аэропорта. Его можно критиковать, но он получился самобытный, с ярким фасадом.
Так объект не представляют публике. Есть традиция при выполнении подобных работ выполнять макет в масштабе, что позволяет оценить достоинства работы и увидеть недостатки. А судить по одной фотографии — ну да, стилевое решение вызывает вопросы. Но это только оценка внешнего вида.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ