В окрестностях будущей Перми было небезопасно — и лес, и деревня Брюханова, и заводское поселение медеплавильного завода «служили излюбленным притоном шайкам разбойников, наводивших в те суровые времена страх на всю Кунгурскую провинцию». Однако именно это место было выбрано для основания губернского города.
Праздничное открытие Перми состоялось 18 октября 1781 года. Считать же датой основания города 1723 год неверно, поскольку в этом году был заложен Егошихинский завод, а не город, -
говорит пермский краевед Дмитрий Шипицын.
Сто лет спустя, 18 октября 1881 года, пермский городской голова Петр Егорович Шавкунов на празднике в честь юбилея города рассказал, как построили Пермь и как праздновали ее «рождение», каким был молодой город и кто его населял.
Сегодня Пермь активно готовится отмечать 300-летний юбилей. Посмотрим, как праздновали открытие города 18 октября 1781 года.
Как за лето построили Пермь
В 1778 году Екатерина II повелела казанскому губернатору П. С. Мещерскому выбрать место для нового губернского города. Тот «остановил свое внимание» на Егошихинском заводе и его окрестностях. С одной стороны, в то время Егошихинская пристань имела серьезное экономическое значение: через нее проходило до 7 млн. пудов металлов с Урала в центральную часть страны, также через нее шли разные товары с нижегородской Макарьевской ярмарки на Урал и в Сибирь. С другой стороны, выбор Мещерского был продиктован «желанием обезопасить край от разбоев, сосредоточить значительную военную силу в предположенном к открытию городе».
После указа Екатерины II начинается строительство города — все лето 1781 года возводят дома для высших административных лиц и здания госучреждений. Все строения расположились на площади вблизи заводского храма Святых Петра и Павла — ныне Петропавловского собора. Пермским губернатором был назначен генерал-майор И.В. Ламб. Первым городским главою был избран кунгурский купец М.А. Попов.
Открытие Перми: балы, бочки с вином и пальба из пушек
Торжественное открытие города Перми состоялось 18 октября 1781 года. Накануне в Петропавловской церкви пел выписанный из Соликамска хор певчих. 18 октября в церкви отслужили торжественную литургию, молебен, затем духовенство и чиновники прошли крестный ход вокруг новых зданий и направились к дому генерал-губернатора, там при народе генерал-губернатор Пермской и Тобольской губернии Евгений Кашкин произнес речь перед портретом императрицы Екатерины II. Палили пушки, звонили колокола. После речи губернатора крестный ход вернулся в церковь.
В честь открытия города устроили торжественный обед, на котором собрались чиновники, именитые граждане и депутаты от уездных городов. На площади приготовили угощение для простого народа. Вечером того же дня город «засиял» — новым постройкам, некоторым домам первых поселенцев, набережной, часовне и Петропавловской церкви сделали иллюминацию.
В 22.00 в доме генерал-губернатора начался бал, а для простого народа устроили шумный праздник — в тот вечер около церкви запустили более тысячи ракет, на берегу Камы горели смоляные бочки, пальба из пушек не прекращалась. Среди именитых гостей были граф Александр Сергеевич и барон Александр Николаевич Строгановы.
Открытие губернского города Пермь праздновали три дня. На второй день для знати устроили обед и бал у губернатора, на третий — у Строгановых. Для обычного народа все три дня стояли бочки вина, продолжалась пальба из пушек.
Какой была «молодая Пермь»: свечной заводик и питейные заведения
Население молодой Перми было разношерстным: здесь проживали заводские мастеровые, купцы, мещане, крестьяне разных городов Пермского наместничества и губерний, вольноотпущенные, ссыльные, беглые и так далее. Спустя шесть лет после открытия города, в 1787 году, там проживало 2340 душ, среди них всего 4 купца первой гильдии, 11 — второй гильдии, 42 — третьей.
Первые десятилетия торговля в городе шла вяло. В 20-х годах XIX века упадок торговли в Перми был особенно заметен — несколько лет подряд «не было ни одного капитала первых двух гильдий». В Перми не было ни одного «значительного промышленного заведения», кроме свечного завода купца Смышляева. Купцы и мещане занимались преимущественно содержанием питейных заведений, а также «мелкими казенными подрядами», разработкой казенных заводских рудников, вели розничную торговлю. Развивалось судоходство, но по большей части оно было в руках не коренных жителей Перми.
Все меняется в 30-х годах: пермяки активно начинают заниматься судоходством. Д.Е. Смышляев выписывает из Англии для своей канатной фабрики машины, развивается кожевенное производство, из Владимирской губернии в Пермь переезжают торговцы тканями. Таким город застал пожар 14 сентября 1842 года, после которого началась «новая, лучшая эпоха в жизни города».
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. фото ГАПК