Еще 30 лет назад попасть в отдаленные города и поселки Пермской области можно было на самолете, как сегодня на рейсовом автобусе. Проблему непроходимых дорог и отсутствия мостов решала малая авиация. Местные воздушные линии были востребованы в 1970-80-е годы и удивительно, что они просуществовали еще в 90-е.
С появлением асфальтированных дорог в районы и поднятием тарифов спрос на авиаперелеты резко снизился, и содержание внутриобластной авиации потеряло смысл.
ТЕКСТ решил вспомнить, как развивалась малая авиация в Пермском области, и в какие отдаленные городки и села можно было попасть на «кукурузнике»:
«Кукурузник»
Главным «небесным автобусом» был самолет Ан-2. В народе его называли «Аннушкой», но самое популярное название он получил как «кукурузник». Это довольно маленький самолет, всего на 8-12 мест. Пассажиры сидели на твердых сиденьях спиной к борту, друг напротив друга, и чтобы посмотреть в иллюминатор, нужно было извернуться. Но были самолеты и с мягкими сиденьями, их называли «мягким бортом».
Максимальная скорость «кукурузника» составляла 258 км/час, но в пассажирском варианте Ан-2 перевозил со скоростью 180-190 км/час на расстоянии 500-600 км. Например, из Перми до Гайн можно было долететь меньше чем за 2 часа. Кстати, многие пассажиры называли самолет «тошниловкой» - во время полета вестибулярные аппараты давали слабину и людей часто укачивало. Поэтому на борту всегда были приготовлены пакетики из плотной бумаги.
Летом самолеты были на колёсах, зимой - на лыжах. Часто отопление не было предусмотрено, и пассажирам приходилось надеяться только на теплую одежду. В весеннюю и осеннюю распутицу в полетах делали небольшие перерывы, так как взлетные полосы в поселках были грунтовыми. Часто Ан-2 садился прямо на траву где-то на окраине села.
«Кукурузник» до сих пор считается одним из самых безопасных самолетов в мире, однако с Советском союзе было несколько авиапроисшествий с участием Ан-2. Одно из них произошло в 1961 году в Пермской области. Самолет выполнял рейс с поселка Усть-Черная до поселка Гайны и совершал посадку во время дождя. По ошибке экипажа, машина пошла «юзом», и самолёт, скатившись в овраг, от ударов воспламенился. В той аварии никто не пострадал.
Аэровокзал-избушка
История пермских аэродромов начинается в конце 1930-х. Именно тогда появляются авиаотряды на летном поле Городские горки. В 1939 году был открыт первый «аэровокзал» в Перми. Он представлял собой небольшое деревянное строение, больше напоминающее избушку, с надписью «Аэропорт Молотов», а площадь летного поля составляла около 6 кв.км. Здание аэровокзала находилось на территории современной школы № 112 (ул. Дружбы, 18).
За первый год пермский аэродром на Горках перевёз 200 пассажиров. С 1944 года здесь возобновляются полёты, прерванные в годы войны, по маршрутам Молотов-Кудымкар. В 1947 году пассажирооборот составил уже 1000 человек. Аэровокзал-избушка простоял до 1957 года – в этот год он был перенесен на Бахаревку. А уже в 1958 году на месте аэропорта была построена 180-метровая телебашня.
Взлет и падение Бахаревки
В 1957 году на «Бахаревке» работали 250 человек, а самолётный парк составлял 34 машины. Отсюда ежедневно вылетало несколько десятков самолетов. Например, в поселки Чердынского района каждый день отправлялось по 6-7 рейсов. Авиарейсы выполнялись не только по территории Пермской области, но и в Томск, Ленинград, Москву и Алма-Ату.
Однако аэродром не мог принимать реактивные самолёты типа Ту-104, поэтому было решено создать новый аэропорт Большое Савино. Так с 1960-х годов аэродром «Бахаревка» стал обслуживать только местные воздушные линии.
В 1980-е годы из Перми самолеты летали в Красновишерск, Кудымкар, Куеду, Березники, Чердынь, Уинское и в другие населенные пункты. Билеты покупали в авиакассах на улице Крисанова. Например, до Чернушки в конце 1980-х билет стоил 10 рублей, до Гайн – 13 рублей. Но после того как в начале 90-х подняли цены, желающих летать стало намного меньше. Например, до Гайн стоимость билета поднялась до 37 рублей, тогда как до Сочи в это время билет стоил 45 рублей.
С середины 1990-х аэропорт использовался эпизодически. В начале 2000-х здесь начали проводить автогонки, а с 2006 года – фестиваль «Rock-Line». В апреле 2007 года предприятие обанкротилось и было продано на аукционе.
Из Березников до Ныроба и Анапы
Свои аэродромы были в Чермозе, Пожве, Ильинском, Чайковском, Соликамске, Красновишерске, Лысьве и т.д. Один из крупных находился в Березниках. Первый вылет самолета АН-2 из аэропорта «Березники» в посёлок Чепец состоялся в октябре 1983 года. В Пермь ежедневно отправлялось до шести рейсов – пассажиры смогли добираться из Березников до аэропорта «Бахаревка» менее чем за час. «Кукурузники» летали и в северные городки Пермской области (Ныроб, Чердынь, Красновишерск), а также до Свердловска.
В 1985 из Березников было отправлено 50 тысяч пассажиров - это по 3-4 автобуса в день. До 1992 года аэропорт «Березники» был структурным подразделением 2-го авиаотряда, базирующегося в аэропорту Бахаревка. В 1992 году, после закрытия отряда, стал первым в России аэропортом-муниципальным предприятием. С 1993 по 2001 годы отсюда можно было улететь в Москву, Самару, Санкт-Петербург и даже в Анапу.
В 2001 году аэропорт прекратил обслуживать регулярные рейсы из-за нерентабельности. С тех пор он используется лишь вертолётами, лёгкими самолетами и авиацией лесоохраны.
Коми-пермяцкий аэропорт
Одним из старейших аэропортов в Пермской области был Кудымкарский. Первый гражданский самолет приземлился сюда в 1931 году, это был По-2. Через три года первый самолет вылетел в село Юрла (расстояние 45 км), а в 1940 году открылась воздушная пассажирская линия Пермь-Кудымкар-Гайны.
С 1962 по 1984 годы из Кудымкара в среднем в год летали порядка 20 тысяч пассажиров. А 1973 году был поставлен рекорд - 35 тысяч пассажиров. В авиапарке кроме Ан-2 также были вертолеты Ми-2 и самолеты Як-12. В 1997 году в Кудымкаре впервые приземлился самолет Ан-28 с делегацией из Архангельска и Сыктывкара (по вопросу строительства автодороги Кудымкар-Сыктывкар).
В 90-е из Кудымкара на Ан-2 можно было улететь в Березники, Гайны, Косу, Кочёво, Сейву, Серебрянку, Усть-Черную, Пожву, Керос и даже в Сыктывкар. Но в ноябре 2005 года аэропорт был закрыт. Сегодня Кудымкарский аэродром числится посадочной площадкой для санавиации. Основную территорию бывшего аэропорта заняли частные предприятия, которые производят тротуарную плитку, пиломатериалы и занимаются ремонтом автотехники.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).