23 Января 2015 | 11:36

Наивные размышления о пермской парковочной политике

Борис Майоров специально для Casual Friday.


2015-ый год, как ожидается, принесет Перми первый опыт крупного наступления на транспортный бардак в центре города. Хочется как-то поприветствовать этот эксперимент. Добро пожаловать в клуб! Именно осмысленная транспортная политика отличает мегаполисы с проактивной администрацией от городишек, закисающих в своих проблемах. Наконец-то начали. 
 
В то же время, с самим пермским ноу-хау простому автомобилисту не все понятно. Прочитав большинство публичных выступлений городских начальников и попробовав разложить это «по полочкам» у меня сложилась следующая картина.

Когда вы складываете кубики в коробку и они у вас не помещаются, то выхода всего два – уменьшить число кубиков или увеличить коробку. Уменьшить число машин в центре или увеличить число парковок. Второй путь заведомо труднее – нужно найти место в центре, как-то его оборудовать, что-то построить (например, многоуровневую парковку). Учитывая кризис с бюджетными доходами, рассчитывать на это, наверное, не приходится. И очень жаль, т.к. в любой системе, как правило, есть резерв, хотя бы 10-20%. Опыт работы с организацией движения в проблемных местах Перми показывает: там, где занимались «расшиванием» пробок - результат был. Пусть не абсолютный, но заметно облегчающий жизнь автомобилиста. Жаль, что такой работы с парковками не провели (насколько мне известно) – просканировали бы детально квартал за кварталом, где есть резервы. У нас ведь не самый большой центр. 

Во всем мире реформаторы городского движения, как правило, отправляются по первому пути – уменьшить число автомобилей в центре города. И об этой простой цели нужно помнить, чтобы весь хоровод размышлений, тарифов, зонирования и еще бог знает чего, не замусоривал картину. Задача не денег в бюджет срубить, не «дать возможность найти место на платной парковке», а снизить число автомобилей в центре города. Если у вас на сверкающей новым оборудованием платной парковке куча мест, а рядом все завалено тачками в три ряда – вы не решили проблему, вы переложили ее из кармана в карман. 

А снизить число автомобилей можно, опять же, только одним путем – вынуть гражданина автомобилиста из приятной атмосферы, созданной климат-контролем и стереосистемой, и засунуть его в автобус, троллейбус или трамвай. 
 
И вот здесь нужно найти свой рецепт. Для пересадки нужно создать два усилия – нарастающее неудобство поездки на автомобиле и нарастающее удобство общественного транспорта. Т.е. Максим Кис с одной стороны должен создать мне как автомобилисту какую-то «боль», затрудняющую использование автомобиля, с другой – дать какую-то «конфетку» за пересадку в автобус. 
 
«Боль» разные города создают по-разному – чаще всего это платный въезд или парковка, реже – прямой запрет въезда в центр определенного транспорта по четным или нечетным дням. 

Увлеченность пермских начальников парковками с ограничением по времени (несколько действуют в центре в качестве эксперимента, среднее ограничение 120-180 минут) похожа на некоторое сужение проблемы. Это «лекарство» для облегчения подъезда к местам кратковременного пребывания – госучреждениям, магазинам, банкам и т.д. Оно не влияет на общее число транспорта в центре, а лишь перераспределяет его. «Долгостоящий» транспорт выдавливается на соседнюю парковку, создавая там ад. Более того, если для госучреждений такой подход понятен, то для многих частных объектов – большой вопрос. Если каждый магазин или парикмахерская начнет запрашивать такую парковку, насколько это в интересах города? Есть над чем подумать. 
 
Теперь вернемся к предлагаемому пермскому рецепту неудобства для автомобилиста – заплати за парковку. Конечно, бросается в глаза замороченный биллинг – десять рублей плюс-минус пять рублей в зависимости от загрузки. То есть, ставя машину на восемь часов можно только примерно предполагать сколько придется заплатить. Биллинг, конечно, мотивированный и интеллектуальный, но удобный ли для клиента? 

Примерный подсчет показывает, что уровень моих дополнительных расходов при средней цене в 10 рублей/час за парковку с 9 до 18 часов 22 рабочих дня в месяц составит 1 980 рублей. Максим, мне не больно! Есть ли какая-то модель, описывающая сколько людей откажется от поездки на автомобиле при определенном росте цены парковки? Сколько должна стоить парковка, чтобы «срезать» нужные 10-20-30% автомобилей в центре?

Еще одно важное испытание, которое придется пройти экспериментаторам – борьба с автомобилистами, которые начнут искать лазейки и места, где можно постоять бесплатно. Мне кажется, что гораздо важнее будет создать контроль именно над этими зонами, куда выдавится большое количество транспорта. Это значительно важнее контроля на самих платных парковках, о котором много спорят. Сейчас в центре такая работа ведется, но не спасает. Откуда уверенность, что с введением платных парковок не будет бардака? В Москве улизнуть от оплаты пытались даже владельцы очень дорогих авто.

Если размышлять только об одном усилии – создании «боли», без «конфетки», то это радикально жесткий подход, провоцирующий высокий уровень сопротивления. Меня давят, альтернативы не предлагают, ну я придумаю что-нибудь для защиты – от парковки на газоне до грязного нечитаемого номера (привет, фотофиксация). В обсуждении «пермского варианта», я, к сожалению, о «конфетках» почти не слышу. И о стратегических задачах проекта – какое количество транспорта нужно убрать из центра? 10%, 20%, 30%? Сколько это людей для пересадки? Откуда эти люди (можно ведь провести анализ потоков) – из Мотовилихи, с Паркового, из Балатово? На каком транспорте они могли бы приехать на работу и уехать с работы? Как сделать так, чтобы им было удобно – увеличить число автобусов в часы приезда и отъезда с работы, поменять/добавить остановки, сменить подвижной состав на маршруте и т.д. 

В связи с этим, мне кажется, необходимо активное обсуждение и рассмотрение этого проекта со всех сторон. Это позволит снизить риски его некорректного внедрения.

Еще раз хочу подчеркнуть – важно, что у города, наконец, появилась воля предпринять что-то для управления транспортом в центре. Ведь мы уже докатились до такого состояния, что на ряде улиц в центре днем челночное движение! Потому что машины стоят по обочинам в 2-3 ряда. И никакая автоэвакуация не справляется. 

Всем удачи на дорогах (кроме тех, кто паркуется третьим рядом)!   

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.


Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!