История пермской набережной начинается в конце 19 века. В это время на небольшом участке вдоль реки Камы была проложена тропинка, по которой пермяки прогуливались в хорошую погоду. А у реки бурлила обычная прибрежная жизнь: причаливали лодки, местные жители полоскали белье и ловили рыбу.
Однако официальный возраст набережной принято считать с 1963 года. Именно в этом году в сентябре была открыта благоустроенная набережная Перми протяженностью 3 800 м. Таким образом, в сентябре этого года пермская набережная отметила свой 60-летний юбилей.
ТЕКСТ решил узнать, по какой набережной гуляли пермяки в прошлом веке, как благоустраивалось популярное место отдыха в городе, и какие сложные этапы пришлось пройти набережной, чтобы обрести современный вид:
Вместо пристаней и домов
Долгое время как таковой набережной не существовало, а была система пристаней. В 1878 году здесь запустилась горнозаводская железная дорога и открылась железнодорожная станция, отчего участок будущей набережной впервые стал многолюден.
В 1941 году был утвержден проект благоустройства набережной у Речного вокзала, который был построен годом ранее. Однако война отсрочила его реализацию более чем на 10 лет. В 1954 году был утвержден план благоустройства набережной от Комсомольского проспекта до улицы Жданова (ныне Осинской). В зону работ по благоустройству попало множество частных домов, на снос которых были выделены бюджетные деньги.
Однако лишь в 1960-е годы была начата реконструкция набережной. Создание организованного места для прогулок началось вместе со строительством коммунального моста. Тогда же облагораживается участок прибрежной линии реки Камы - берег почти на 4 км был заложен железобетонными плитами, а от речного вокзала до грузового порта был разбит узкий сквер.
В 1963 году на берегу Камы появилась прогулочная зона. Здесь были установлены скамейки, чугунные ограды и проведены работы по озеленению. До этого момента пермяки могли гулять у реки только по верхней части – от сквера Решетникова до современного сквера имени Гоголя. Также в 1960-е годы были построены причалы, которые просуществовали до наших дней. На набережной закипела новая жизнь.
Набережная имени Василия Татищева
Более 30 лет после открытия городская набережная была одним из наиболее популярных в Перми мест для прогулок. В 1960-80-е годы здесь были установлены кассы, киоски «Союзпечать», стояли бочки с квасом, а к причалам подплывали «Ракеты», «Метеоры», прогулочные трамвайчики «Москвич-202» и круизные теплоходы. На набережной работал яхт-клуб, сюда часто приходили выпускники школ, студенты и семьи с детьми. Любимыми местом молодежи был и речной вокзал. Тогда в здании находился большой вестибюль с кассами и буфетом, рядом был большой ресторан и зал ожидания. В 1980-е годы на набережной проходили массовые гуляния, здесь пермяки отмечали 260-летие города, а на Каме проходил парад судов.
В 1990-е годы из-за нерентабельности речные перевозки прекратили свое существование, а здание вокзала стали сдавать под торговые площади. Позже в бывшем речном вокзале и вовсе открылся первый в городе клуб с игровыми автоматами. В то же время набережная для многих стала сомнительным местом для прогулок – повсюду стали открываться шашлычные, а вместо семей с детьми по вечерам чаще встречались нетрезвые компании.
Фото Наталья Булатова
В 1998 году набережной было присвоено имя Василия Никитича Татищева. К 2000 году она сильно «подустала», и было принято решение о ее реконструкции. Но несмотря на обсуждения и планы, до реальных действий не доходило. У городской казны просто не хватало денег на проекты.
Новая жизнь старой набережной
В 2003 году удалось провести лишь конкурс архитектурных проектов. И он был амбициозным: предусматривались лифты, эскалаторы и искусственный мыс. В 2007 году проект ушел на доработку.
По-настоящему реалистичный план по реконструкции набережной власти города утвердили лишь в 2009 году. Над проектом работали пермские и голландские архитекторы. Согласно ему, предполагалось закончить благоустройство территории набережной реки Камы от Речного вокзала до порта Пермь. Также планировалось построить два спуска: от Кафедрального собора и от улицы Сибирской.
До конца 2010 года был проведен капитальный ремонт от Перми I до насосной станции. Сами работы начались в 2012 году, но неоднократно прерывались из-за скандалов с подрядчиком «Газмет ИНТЭК». Для города это сотрудничество стало неудачным, а для компании фатальным – после расторжения договора компания обанкротилась.
В 2015 году приступил к работе новый подрядчик. Он восстановил лестничный спуск от Соборной площади, завершил укрепление склона, замостил плиткой нижнюю часть набережной и благоустроил верхнюю часть: проложил пешеходные тропинки, установил освещение и лавочки и озеленил местность. 16 сентября 2016 года отремонтированный участок был торжественно открыт. Летом 2017-го городские власти запустили проект «Суббота на набережной», который оказался удачным, и продолжили работы по реконструкции.
В 2019 году был отремонтирован подземный переход с улицы Попова и лестничные марши, смонтированы восемь смотровых балконов, построена детская площадка. Также были установлены модульные здания: туалеты, комната матери и ребенка.
В 2021 году завершен капитальный ремонт сквера на нижней части набережной реки Камы. В День города открылся для посещений участок отремонтированной набережной с лаундж-зоной с беседками, лавочками и светящимися качелями. Также для жителей стала доступна большая спортивная зона с беговой дорожкой, теннисными кортами, тренажёрами, баскетбольной и волейбольной площадками.
В конце 2022 года была завершена набережной у речного вокзала. А в 2024-2025 годах пермскую набережную планируется продлить до Мотовилихи. На новом участке могут быть построены выходы к реке, пляж и лодочная станция.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).