Пермский аэропорт будет частично закрыт из-за работ по реконструкции

26 Февраля 2018 | 12:09

Море из алюминиевых труб и бассейн в оркестровой яме. Как устроены декорации пермского Театра-Театра

В апреле этого года пермский академический Театр-Театр закроется на реконструкцию. К осени на большой сцене кардинально обновят механизацию нижней части: на ней будет 12 секторов, которые могут вращаться, подниматься и опускаться на разные уровни. Аналогичной по сложности конструкции ещё нет ни в одном театре страны.

Заместитель директора по постановочной части Театра-Театра Руслан Залялитдинов рассказал ТЕКСТу о том, как сейчас с технической точки зрения устроена сцена, как вывозят на гастроли спектакли с декорациями весом в 13 тонн и бассейном и почему монтировщик театра — нелёгкая профессия.


Как устроены декорации пермского Театра-Театра


Декорации по сцене перемещает компьютер


В 2010 году в Театре-Театре полностью обновились все механизмы верхней части сцены. От устройств, которые регулировались только вручную или через электрические механизмы, театр перешёл на современное управление с широкими возможностями. Вся механизация сцены теперь регулируются с компьютера, а её положение можно записать в файл и повторно воспроизвести. У каждого спектакля есть своя «партитура»: перед показом оператор загружает её в компьютере и воспроизводит. 

Например, в мюзикле «Алые паруса» знаменитые волны из металлических балок — это именно компьютерное управление. Реконструкция предоставила театру возможность создавать постановки с абсолютно иной сценографией. И «Алые паруса» стали самый первым спектаклем, который продемонстрировал широкие возможности новой верхней механики. Сценография мюзикла задумывалась именно под неё.


Алые паруса


В «Алых парусах» декорации сложны в первую очередь с точки зрения механизации: многочисленные алюминиевые трубы на тросах движутся в пространстве, создавая иллюзию волн на воде. Но всё же это не самые сложные декорации из тех, которые сейчас используют в театре. Есть, например, конструкции, очень сложные по габаритам и весу. Два таких «тяжеловесных» спектакля — «Доктор Живаго» с общим весом около 10 тонн и «Пиковая дама», где декорации весят более 13 тонн. 


Пиковая дама


 Рекордсменом по сложности можно назвать последнюю премьеру Театра-Театра — мюзикл «Карлик Нос», где используется много сложных по конструкции и тяжёлых декораций, и во время спектакля все они движутся по сцене. 


Карлик нос


Как сделать реку 


Над созданием декораций в театре работают собственные цеха, а вот особо сложные и крупногабаритные металлические конструкции делают сторонние фирмы. Таких в Перми немного — лишь пара-тройка мастеров знает, как работать с задачами театра, и может оперативно вносить изменения в конструкции или приезжать и ремонтировать их. 

Например, для спектакля «Чужой ребёнок» сделали специальный бассейн, который помещается в пространство оркестровой ямы. В постановке он заменяет реку, где плавают актёры. Сначала воду наливали в кожух из ПВХ. Но он неизменно давал течь, так что пришлось заменить его конструкцией, на которую монтируется каркас из стекловолокна. Бассейн вмещает до 12 тонн воды, у него своя система фильтрации и подогрева. Теоретически конструкцию даже можно выставить летом на улицу, разложить по бокам шезлонги и купаться. 


Чужой ребенок


Перед выездом на гастроли театр всегда проводит большую работу по выбору площадки, адаптации спектакля к ней и самой площадки к спектаклю.  Такие постановки, как «Пиковая дама», вывозить непросто потому, что далеко не каждая сцена их вместит, могут не подойти и размеры карманов для погрузки декораций или механика сцены. Например, нынешняя нижняя механизация Театра-Театра, где предусмотрены движущиеся круг и кольцо, есть только на четырёх сценах в Москве.

Тем не менее, при желании можно вывезти на гастроли любой спектакль. «Доктор Живаго», например, много раз «путешествовал» по городам Урала и России. Даже «Чужого ребёнка» с бассейном-рекой в 2015 году вывозили в Санкт-Петербург на театральный фестиваль «Виват, комедия!».

Монтировщики на сцене: их не видно, а они есть!


Над установкой и демонтажем декораций в Театре-Театре работает команда монтировщиков из 15 человек. Во время спектаклей они зачастую принимают активное участие в процессе, хотя зритель даже не догадывается об этом. Передвигают по сцене крупные объекты, находясь за ним, или ходят в чёрной одежде, незаметные зрительному залу при специальном свете. Иногда монтировщики надевают костюмы, как и актёры, чтобы забирать части декораций прямо во время действа. В спектакле «Монте-Кристо» они даже выходят на поклон, потому что в постановке у них очень активная и сложная работа.

Найти для театра специалистов в этой профессии не так-то просто. В России всего несколько вузов обучают техническим театральным специальностям, и это главным образом руководители, а не рядовые сотрудники: начальники цехов, заведующие постановочной частью или художники-сценографы. 

Кроме того, монтировщик должен не просто быть профессионалом своего дела, но и «болеть» театром, любить его, ведь работать приходится и по ночам, и в праздники с выходными. Особенно напряжённой работа бывает при выпуске новых постановок. 


Как устроены декорации пермского Театра-Театра


Афиша театра на месяц всегда планируется так, чтобы заложить в расписание процесс монтажа. Спектакли в театре идут каждый день, за исключением понедельника. Подготовка, расстановка декораций и их подвешивание в среднем занимает около 10 часов. Часто работа идёт ночью, потому что утром и днём уже нужно отстраивать на сцене звук, свет и проводить репетиции. Самый долгий монтаж — у спектакля «Пиковая дама», на его подготовку уходит до 48 часов. 

Места для хранения декораций всегда не хватает


Где же хранятся все многочисленные и тяжёлые декорации? Как правило, сложные конструкции разбираются в плоские модули: декорации одного спектакля вместе занимают примерно 90 кубометров и помещаются в одну фуру для поездок на гастроли. В обычное время они хранятся в декорационных карманах сцены, на этаже под ней и за кулисами, кроме того, есть специальные помещения для декораций, в том числе, в техническом дворе — там складывают конструкции, которые устойчивы к холодам. Декорации уже не идущего репертуара и редко играющегося хранят в отдельных складах, расположенных далеко от театра. 

Но площадей для хранения всё равно постоянно не хватает. Приходится всегда переставлять конструкции с места на место, чтобы добраться до нужных. Здания, построенные во второй половине прошлого века, как Театр-Театр, попросту не приспособлены к габаритам сегодняшних спектаклей. В те времена были другие технологии создания декораций и менее нагруженный репертуар. 


Как устроены декорации пермского Театра-Театра


При проектировании новых театральных зданий сегодня продумывают места для хранения: или внутри здания, или за пределами центра города. Большинство московских театров декорации упаковывают в контейнеры, каждую ночь (в другое время в центр Москвы фурам просто не проехать) приезжает машина и увозит их на склад за пределами МКАД. У Большого театра, например, есть собственный логистический центр — огромный склад с такими контейнерами. 

Что будет после реконструкции сцены Театра-Театра


Речи о строительстве новой сцены для Театра-Театра пока не идёт, зато планируется её масштабная реконструкция. Она начнётся в мае этого года, а уже в ноябре здесь покажут премьеру, мюзикл «Винил», на которой будут использованы самые современные возможности нижней механизации сцены. 

Она будет разделена на 12 секторов по канадской системе Spiralift: это телескопическая конструкция, позволяющая вращать на разной скорости, а также поднимать и опускать сектора на высоту до трёх метров и такую же глубину. Кроме того, на сцене появятся огромные лифты площадью три на три метра. Изменится и конструкция оркестровой ямы: она будет разделена на три части, которые могут подниматься и опускаться.

Проект Spiralift ещё не применялся в российских театрах, поэтому работа с обновлённой сценой для всех работников Театра-Театра будет в новинку. Когда начнётся реконструкция и установка новых механизмов, параллельно будет идти работа над премьерой мюзикла «Винил». Пока можно лишь в теории сказать, как будут устроены её декорации. Но очевидно одно: это будет очень сложно, ново и необычно. 

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Алексея Гущина и Юлии Трегуб
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!