Пермские кандидаты в депутаты уже несколько месяцев ведут подготовку к выборам. В отличие от кампаний прошлых лет сегодня для агитации активно используются соцсети, особенно Instagram и «Вконтакте».
Однако, несмотря на новые площадки продвижения, далеко не все могут похвастаться креативом — кандидаты ведут свои страницы шаблонно и консервативно. В других регионах с этим «повеселее», например, глава Хабаровского края Михаил Дегтярев с конца апреля ведет страницу в TikTok.
ТЕКСТ поговорил с пермскими политтехнологами о том, какие появились новые виды политической агитации, почему кандидаты в депутаты используют стилистику «а-ля Трамп» и кто из партий «зашел» в TikTok.
Андрей Денисенко, политконсультант:
Ничего нового и прорывного я пока не заметил, к сожалению. Те из политиков, которые «светятся» в соцсетях, действующие депутаты и потенциальные, идут очень классическими, достаточно шаблонными путями и креативом не блещут. Даже молодые. Они ведут страницы в соцсетях в формате пресс-релизов, выкладывают фотографии в духе «я красивый принимаю мудрые решения». Хотя соцсети нуждаются в том, чтоб контент под них был адаптирован или создан отдельно. Поэтому очень маленькое количество взаимодействий — мало лайков, мало репостов. Аудитории это не очень интересно — проходной контент, который пролистывается в ленте и забывается очень быстро.
В других регионах ситуация повеселее, например, в Екатеринбурге. Если говорить про TikTok, то интересный канал у Дегтярева в Хабаровске. У врио губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова очень классный Instagram, он каждое утро там выкладывает сторис, снимает видео. Выходит из дома и сам записывает короткие видео: «Доброе утро, дорогие жители, такой-то сегодня план на день». У него очень высокий уровень вовлечения как раз за счет того, что предыдущий губернатор был достаточно возрастной, консервативный и соцсетями не пользовался вообще.
Появление Гладкова произвело эффект разорвавшийся бомбы, потому что он пошел в соцсети, сам начал общаться с пользователями, отвечать на сообщения. Ведь <политики> заводят соцсети для того, чтоб продемонстрировать открытость и чтоб использовать новый нестандартный формат.
Самая популярная сеть <для взаимодействия с избирателями> сегодня в Пермском крае — Instagram. Facebook рассматривается как площадка для коммуникаций с элитами, массового избирателя там нет и никогда не было, а те, кто там есть, достаточно скептически настроены к политике вообще. Избирательная кампания только начинается и я думаю, что не все участники еще «расчехлили» свои возможности. Нам стоит ожидать <от них в соцсетях> чего-то интересного.
Людмила Ознобишина, политконсультант, директор ООО «Центр избирательных технологий»:
Конечно, доля интернета среди агитационных инструментов выросла за эти пять лет весомо и кратно. Год от года эта тенденция будет только увеличиваться. Но в плане содержания все пока очень стандартно и консервативно. Сегодня практически каждый кандидат присутствует в соцсетях и старается ими заниматься по мере сил и возможностей. Несмотря на то, что все вышли в Сеть, выделить кого-то сложно, потому что все примерно на одном уровне. Можно посмотреть и сказать: вот у этого интересный и разнообразный контент, у этого — подача, у этого — фотографии, а вот этот делает ерунду и вызывает иронию и насмешки. Пока все примерно на одном уровне.
В Пермском крае сегодня на первом месте «Вконтакте» как канал, который используется для общения с избирателями. На втором и третьем месте — Instagram с «Одноклассниками», четвертое и пятое места делят остальные каналы. В TikTok в начале года пытались выходить ЛДПР, но я пока не видела у них какого-то заслуживающего внимания опыта.
Прошли праймериз и погруженность в онлайн немного всех утомила. Интересных решений в соцсетях со стороны кандидатов пока нет. Это зависит еще и от того, насколько кандидаты делают авторский, уникальный продукт. Насколько сами кандидаты интересны, насколько содержательны спецы по SMM. Посты в соцсетях представителям органов власти обязательно нужно «поддерживать» своей работой, чтоб «пузырь» не сдулся. Если нет реальных дел, не спасет ни пиар, ни SMM-отдел.
Алексей Чусовитин, политтехнолог:
Интернет-пространство становится более актуальной темой. В сравнении с 2016 годом, когда у кандидатов почти не было своих соцсетей, либо в они были зачаточном состоянии, сейчас это основной тренд с точки зрения подачи информации. На него направляют много времени и сил. Не сказал бы, что появляются новые формы агитации, но меняется стилистика, <в соцсетях стараются> писать максимально просто, эмоционально, может быть, иногда даже занижают свои компетенции, такое <ведение соцсетей в стиле> а-ля Трамп, а-ля Макрон. И тут у многих кандидатов происходит «затык» чисто технологический, потому что есть привычка нудно по-бюрократически, по-партийном писать.
Причем это у любой партии — все партии находятся в своих клише и нишах. Поэтому есть запрос на креативную подачу текстов, агиток и т.д. Если брать <данные> по стране, то лучше всего «заходит» видео: оно интереснее, набирает больше просмотров. Но сложность в том, что в этот формат «с улицы»не зайдешь. Нужно быть харизматичным, эмоциональным, красивым, необычным, чтоб на тебя смотрели. Этому нужно специально учиться. Из пермских политиков, мне кажется, никто этим не владеет, поэтому «заходят» посты в текстовых форматах, либо презентации и так далее.
В TikTok я не видел никого из <пермских> кандидатов в депутаты. Молодежь, которая является потребителем TikTok, аполитична и критично относится к любому виду политики кроме как полностью оппозиционной, это понятно — молодость.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ