«Север» — молодой бренд, появившийся в Перми буквально пару месяцев назад. Его команда выпускает эмалированные тарелки с подставками из ясеня, превращая привычную для российского потребителя посуду в эстетические объекты с современным дизайном. Первые партии тарелок покупатели разобрали очень быстро, и «Север» уже придумывает новые изделия и рисунки.
«ТЕКСТ» узнал, насколько сложно запустить серию эмалированной посуды собственного дизайна, что иллюстраторам нравится рисовать на тарелках и есть ли спрос на изделия, которые российскому жителю напоминают о быте советских времён.
«Идея делать эмалированную посуду пришла нам ещё года четыре назад, — рассказывает Анна Мусихина. Совсем недавно она работала маркетологом в одной из крупных пермских компаний. Но оставила место в офисе и полностью посвятила себя новому проекту. — В России много старых производств, и не только посудных, которые выпускают товары народного потребления, но их продукция часто остаётся невостребованной и может конкурировать только по цене, потому что плохо выглядит, при этом она может быть достаточно качественной. В то же время в Европе часто видишь, что по тем же самым технологиям, что и в России, делают очень красивые вещи, их хочется купить, хотя стоят они дорого».
Заняться именно эмалированной посудой команда «Севера» захотела потому, что совсем рядом с Пермью работает Лысьвенский завод, где сохранились технологии и традиции эмалевого производства. «Но их посуде не достаёт дизайна, — объясняет Анна. — Мы сами ежедневно пользуемся их изделиями дома, но, к сожалению, сейчас они не отвечают нашим эстетическим предпочтениям. Вот мы и решили взять дело в свои руки, соединить посудную классику и современный дизайн. Кроме того, сейчас эмалированная посуда снова становится очень популярной: в тренде экологичность, а это один из самых безопасных видов посуды».
Но идея, которая кажется легко реализуемой: казалось бы — бери и печатай на посуде собственные рисунки — на деле оказалась не такой доступной.
Выпускают эмалированную посуду крупные предприятия, производство на которых поставлено на поток. Ввести новую форму для небольшой линейки изделий им невыгодно: затраты на новые формы начинаются от полумиллиона рублей. Поэтому команда «Севера» пошла другим путём: он стала искать среди тех форм, что уже есть на заводах, наиболее интересные с точки зрения дизайна.
«Первые партии тарелок мы сделали на заводе в Магнитогорске, — рассказывает Донат Плетухов. В «Севере» он отвечает, прежде всего, за вопросы дизайна изделий. — Сейчас у нас готовы образцы дизайнов для Лысьвенского завода эмалированной посуды, где очень отзывчивый коллектив, который с большим интересом обсуждает с нами идеи. Правда, пока не все из них можно реализовать».
Сложность в том, что на заводах ограниченный выбор цветов эмалей и пока при небольших тиражах не все доступно — нельзя использовать свои варианты цветов. Дизайнерам приходится подстраиваться под то, что есть в наличии, а о более сложных оттенках пока только мечтать. «Вот новый дизайн для тарелок, — Донат показывает на телефоне изделие в модную тонкую клетку. — Но нам сказали, что такое нельзя сделать. Хотя я уже придумал, как доработать так, чтобы всё-таки получилось».
Зато в сотрудничестве с заводами есть большой плюс. Для производства посуды не понадобилось проходить сертификацию и получать ГОСТ — у предприятий он уже есть, тарелки они делают по собственной, сертифицированной технологии.
Первые рисунки для эмалированных тарелок «Север» выбирали по простому принципу, руководствуясь собственным чувством вкуса: брали те, что понравятся. Например, увидели в интернете
работы Наташи Байдужа, дизайнера студии Артемия Лебедева, и предложили ей сотрудничество. Так на тарелках появился элегантный чёрно-белый конь в клетчатом пальто. Покупатели его очень полюбили, и «Север» готовит серию с подобными иллюстрациями.
Когда тарелки пермяков начали появляться в Инастаграме, дизайнеры сами стали писать авторам проекта с предложениями о сотрудничестве. Идея пришлась по душе автору пермских красных человечков — дизайнеру Андрею Люблинскому и многим другим, в том числе художникам из других стран. «Некоторые авторы предлагают сотрудничать бесплатно, — говорит Донат. — Им нравится идея дизайнерской эмалированной посуды, и они хотят попробовать себя в такой работе».
На посуду «Севера» очень быстро обратил внимание пермский музей современного искусства PERMM. Теперь дизайнерские тарелки продаются здесь в сувенирном магазине. Основную часть изделий покупают через
аккаунт в Инстаграме. Вопросами продаж и производства в «Севере» занимается ещё один участник — Тимофей. «Мы видим, что у нашей идеи есть большой потенциал и спрос, — рассказывает Анна. — Нам хотелось бы создавать эмалированную посуду, которая была бы современной с точки зрения эстетики и дизайна. И в то же время, чтобы она была доступной по цене и стоила дешевле, чем европейская».
В ближайшем будущем «Север» собирается выпускать большие блюда с новыми иллюстрациями и серию детской посуды. Для этого на Лысьвенском заводе они уже присмотрели подходящие готовые формы.
«Мы хотим выпускать не столько дизайнерскую посуду, сколько посуду хорошего дизайна для массового потребителя, только без кричащих и аляповатых рисунков. В ближайшее время у нас появятся в линейке и более классические вещи и, в том числе, без принтов. Проблема российских заводов в том, что, выпуская товары народного потребления, они недооценивают важность дизайна в создании конкурентоспособной продукции, не вкладывают в него силы и средства, а их собственные компетенции в этом недостаточны, — говорит Анна. — Мы решили сделать это за них, так как потребность в такой посуде есть».
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).