Практикующий психолог Владимир Вахрамеев
В феврале 2013 года я получил травму позвоночника с повреждением спинного мозга. Помимо необходимости восстановления двигательных функций передо мной встала задача психологического восстановления. Опыт реализации этой задачи я стал осмыслять в психологических заметках. Одну из которых я предлагаю вашему вниманию.
Почему-то восстановлению личности после травмы в России уделяется крайне мало внимания. Центральным и, зачастую, единственным вопросом, который хоть как-то стараются решить - это лечение тела, приведение его в стабильное состояние. Внимание также уделяется юридическим вопросам: как оформить инвалидность / больничный лист, получить пенсию, отстоять своё право на путевку в санаторий и т. д. Но зачем человеку стабильный организм и различные права, ели он лишён самого главного - ощущения себя собой, того, что жизнь принадлежит ему, возможности быть полезным (и ценным) для себя и окружения? В большинстве случаев после травмы на долгие годы (часто и на всю жизнь) мы получаем пассивно-агрессивного, обиженного или депрессивного инвалида, который расходует свою жизненную энергию прежде всего на то, чтобы:
1. Жаловаться, "брюзжать" на то, какой он бедный и несчастный, описывая в деталях свои проблемы (так, будто у остальных людей сложностей вообще никаких нет).
2. Качать права (забывая об обязанностях и ответственности)
3. Злобиться при указании на его пассивный образ жизни и описании реальных возможностей, которые он не использует.
4. Обвинять в своём положении окружающих.
5. Сбиваться в "стаи" себе подобных прежде всего по духу, не обязательно даже по травме, и продолжать в этих "стаях" делать то, что описано в предыдущих четырёх пунктах.
6. Демонстрировать всем свою выученную беспомощность.
7. Требовать (а не просить) и взамен подчиняться (накапливая злость опять же) своему окружению.
Само собой такой человек через какое-то время становиться обузой для своего окружения (как ближнего, так и дальнего) и получает прямо или косвенно соответствующую обратную связь. Которая для него самого служит подтверждением своей картины мира - "все против меня", или чаще - "всем на меня плевать"!
В большинстве случаев личность человека деформирована ещё до травмы. В посттравматический период просто происходит обострение существующих проблем, усиление деструктивных тенденций в психике. С другой стороны после травмы есть особые предпосылки для активизации конструктивных (созидательных) душевных сил. Но для их развития необходима достаточно живая, здоровая, развивающая среда плюс большое желание и активность самого человека.
Я считаю центральным в процессе восстановления личности - активную социализацию. Зачастую представления травматиков о возможностях восстановления и обретения связей с обществом намного меньше, чем есть в реальности. Сильный (чаще всего неосознанный) страх становиться основой действий людей, получивших травму, и их близких. Между тем, для успешного обретения социальных связей необходимо любопытство, интерес к развитию себя в обществе. Люди, опираясь на собственные страхи, все силы бросают на обретение формальной безопасности, замыкаются и выстраивают собственный путь вокруг беды, которая с ними приключилась. Вместе с тем подобно реке день за днём утекает жизнь. А реку, как известно, вспять не воротишь. И опыта работы, семейной жизни, в творчестве, понимании себя, интереса к жизни без вашего участия не станет больше.
Важную роль в моей социализации сыграли коллеги. В первые месяцы после травмы они пришли ко мне в гости и доступно объяснили: мыслишь хорошо, душа есть, глаза видят, работать можешь. Это как-то сразу перевернуло мою картину восприятия себя: с инвалида, для которого много что потеряно, на специалиста, который может возвращаться в работу. Однако, далеко не все в случае осознания реальных возможностей спешат ими воспользоваться. Один мой знакомый спинальник до травмы был трактористом. После травмы у него паралич обеих ног и уже больше года он сидит дома. Когда я напомнил ему, что управление трактором в основном ручное и нужно не так уж много усилий, чтобы вернуться в профессию, то он просто махнул рукой и снова заговорил о том, какой он несчастный и какие врачи "казлы". Это тупиковый путь, поскольку его личное горе и некомпетентность многих врачей не отменяет простой правды: без его активного участия дальнейшая жизнь его станет постепенной деградацией.
Анализируя опыт работы, общения и чтения, я выделил следующие типы травматиков с нарушением личности (названия и описания я дал им скорее житейские, чем клинические):
- депрессивные (крайне пассивные типы с мрачными мыслями, часто тихо плачут без реального облегчения; всю агрессию выражают в пассивной форме, демонстрируя медленное умирание)
- истеричные (основной аргумент этих индивидов во взаимодействии с окружением - манипуляция через истерику, скандалы)
- отравленные ("желчные", злобные индивиды. За глаза осуждают и ненавидят всех окружающих. Себя выдают за праведных страдальцев. Обижаются на отвержение, хотя сами себя ведут так, чтоб их отвергли)
- одержимые (индивиды, которые все силы и ресурсы кидают на развитие одной из сфер жизни, обесценивая, игнорируя другие. Например те, кто после травмы 99% своего времени тратит на занятия ЛФК (лечебная физкультура - прим. ред.). Во-первых, чрезмерные перегрузки ещё никому здоровья не прибавили. Во-вторых, кроме того как восстанавливаться физически, можно много чему ещё уделить внимание, в том числе позаботиться об окружающих. Другим примером могут быть травматики, которые становятся религиозными фанатиками, ища в мистическом опыте чудесного исцеления. За своей одержимостью эти люди прячут собственный неосознаваемый ужас, а также страх перед решением других жизненных задач)
- упрямые (это те, у кого на всё есть только своё мнение, даже если его нет. Такие люди не анализируют советы и рекомендации в поиске того, что им будет полезно, крайне редко обращаются за помощью. Зато с большим упоением спорят, убеждают других в том, что они и так обо всём знают, а собеседник интеллектуально не далёк. Все жизненные силы эти люди тратят на сопротивление реальности. Только упрямясь, сопротивляясь чему-либо, они ощущают себя собой)
- погорельцы (это индивиды, живущие исключительно прошлым. Если ты спросишь "погорельца", какой он планирует построить дом, то он ответит что-то невнятное. Зато начнёт с упоением в деталях описывать то, какой у него БЫЛ дом. Он всегда доходчиво объяснит, как он был бы счастлив, если б не этот пожар)
В общем виде для меня восстановление личности - это возвращение:
1. способности осознавать свои ощущения, чувства, мысли и действия;
2. силы и мужества брать ответственность за свою жизнь;
3. способности выбирать свой жизненный путь;
4. осмыслять свою жизнь и на основе этого принимать какие-либо решения;
5. способности находиться в отношениях привязанности и получать в них удовлетворение;
6. возможности заниматься каким-либо трудом и зарабатывать себе на жизнь.
Главная характеристика личности, на мой взгляд, это способность вступать в отношения взаимообмена с окружением, с обществом. Даже если вы почти полностью обездвижены, то вы всё равно можете быть кому-то полезны, соответственно способны к обмену. Вместе с тем и достаточно подвижный человек может сесть на шею окружающим и в любой ситуации только требовать, без стремления что-либо дать. И речь не идёт только о финансовом обмене. Люди могут дать друг другу намного больше. Главная проблема всех описанных выше типов травматиков - неспособность к обмену и, как следствие, крайняя бедность в ресурсах как душевного, так и материального плана.
Отмечу также, что многие люди, пережившие травму, приспособились к последствиям и адаптировались в мире достаточно успешно. Для многих травма стала важным событием, которое позволило им пересмотреть свою жизнь, стимулом к развитию в различном плане. А также возможностью замедлиться, научиться видеть ценность в том, что они есть, они живы, ярче переживать ценность жизни самой по себе. Независимо от уровня травмы я встречал людей с инвалидностью, которые между тем жили активной семейной, профессиональной и социальной жизнью. Кстати, именно эти личности чаще обращаются к психологу, так как реально интересуются собой и своей жизнью, осознают важность и ценность поддержки, заинтересованы в качестве своего присутствия в мире. Ведь, как говорил один мой старший коллега, здоровый человек это не тот, кто демонстрирует всем, что не нуждается в участии, а тот, кто осознает что у него есть сложности и умеет запрашивать поддержку.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.