«Заправить» машину на 250 рублей от домашней розетки и ездить на ней несколько дней. Фантастика? Нет, если речь идет о Teslе. «Планшет на колесах», «машина на батарейках» - так называют пермскую «Теслу», которая колесит по городу уже четвертый год. Как поживает элетрокар в суровых городских условиях и почему нужна смелость, чтобы ездить на такой машине?
Владелец ярко-красного автомобиля заехал в отделение ГИБДД, чтобы поставить машину на учет. Сотрудник автоинспекции смотрит на автомобиль и спрашивает номер двигателя. Владелец машины отвечает, что его нет. Полицейский недоверчиво смотрит на автовладельца и просит открыть капот. И тут он понимает, что двигателя под капотом на самом деле нет. Он думает, что наверно он находится сзади. Но там тоже нет двигателя – просто два багажника. Полицейский в замешательстве понимает, что надо спросить кое - что еще, но не решается, и в итоге ставит автомобиль на учет.
Машиной без двигателя оказался электрокар Tesla , а ее владелец – Николай Шаврин – до сих пор вспоминает эту историю. Он и по сей день удивляет людей отсутствием двигателя в своей машине. «Спрашиваю людей: «Хотите, я вам двигатель покажу?». Открываешь, и всегда смеются, потому что они ожидали его увидеть, а ничего нет», — говорит владелец электромобиля.
На «Тесле» Николай Шаврин ездит уже 3,5 года. За это время он «накатал» 50 тысяч километров, запасся множеством переходников и розеток и пока не думает расставаться с редким для города автомобилем.
Пермский тесловод Николай Шаврин рассказал ТЕКСТу, где и как он заряжает элетрокар, как ведет себя машина в минус 37 градусов и почему на ремонт ему приходиться ездить в Европу.
Нужна смелость, чтобы взять и ездить на такой машине
Многие не решаются купить Теслу, не могут преодолеть свои страхи, барьер. В лучшем случае люди берут гибрид. Почему я согласился на Теслу? Я летаю на параплане, ныряю под воду, и потому задумался - чем бы заняться новым?
5 лет назад я решил поменять машину, хотел купить автомобиль той же марки. Но мне стало настолько все привычно в таких авто, что не было уже кайфа и никакого интереса. Тогда сын предложил купить Теслу. Я сомневался, т.к. ни разу не слышал о ней, думал, что это игрушка какая-то. Но сын уговорил, тем более заказ стоил 150 тысяч рублей. В интернете выбрали цвет, картинку, все перебрали, заказали и встали в очередь на год. За это время я купил новую машину. Проходит год - машины нет.
Сын поехал в Америку и зашел в представительство Теслы, ему объяснили, что на Россию квот нет, потому что нет станций техобслуживания. В итоге заказали машину через Европу, на европейском сайте. И вот через год пришло сообщение, что машина готова, она стоит в Голландии, и ее можно забирать. Сели в машину и поехали на ней через Германию, Финляндию, доехали до Питера, а потом на автовозе привезли Теслу в Пермь. Стоила тогда Тесла 100 тысяч евро (сегодня 170 тысяч).
В первые моменты я не понимал, что это за машина такая и как можно на этой «игрушке» все время ездить? Сейчас, прожив с ней 3,5 года, я понимаю, что это обычная машина. Но в отличие от автомобиля с маленьким пробегом, например, электромобиля Nissan LEAF, у нее гораздо больший запас, которого всегда хватает на весь день.
Я, как и 95% электромобилистов, заряжаю свой автомобиль дома
Мне задают три стандартных вопроса: где вы ее заряжаете, где ремонтируете, и что будете делать, если закончится электричество? Я отвечаю - заряжаю я ее дома. Если это розетка на 220 Вт, то будет заряжаться 30 км за час. Если розетка на 380 Вт, то это 50 км за час. Такие розетки есть на автомойках и шиномонтажках. Приезжая в любой город, ты можешь найти автомойку и попросить подключиться.
Полный заряд Теслы - 400 км, при нормальной езде этого хватает на несколько дней. Это сравнимо с телефоном - многие заряжают гаджеты каждую ночь, чтобы зарядки хватило на несколько дней.
Скажите мне, где нет электричества, и я туда не поеду
Если есть электричество, подключиться можно всегда. У меня в багажнике есть всевозможные переходники, и я понимаю, что подключусь в любом месте. Если говорить про самый критический случай (чего у меня не было) это когда не успел зарядиться, и закончилась зарядка. Такое редко бывает, так как обычно контролируешь количество электричества. Но если все - таки оно закончилось, ты просто можешь остановить мимо проходящую машину и попросить ее в течение получаса пробуксировать в районе 50 км в час. Заряд в машине за счет обратного генератора возобновляется до 100 км. А если час протащит, то и все 200 км добавятся.
Езжу и вижу - просмотры идут, видео, фото, а потом «лайки» и комментарии. Все как в интернете
Очень много людей ставят мне «лайки» на улице, поднимают палец вверх. Когда едешь, тебя спереди и сзади фотографируют, снимают на видео, я постоянно в таком внимании. Люди просят опустить стекло и говорят: «Ну что, как машина? Классная, супер, у нас в городе, ура!». Я удивлен тем, что так много людей знают про Теслу.
Вообще, от чего происходит радость? От динамики, от красоты машины, от ее классной технологичности. Все же любят классные смартфоны, вот это тоже самое. По сути дела в машине нет ручек, кнопочек, а только один здоровенный планшет, в котором содержится вся программа. Тесла – это и радость от новизны, скорости, тишины, от того, что ты едешь, и нет никаких выхлопов. Ну и плюс - участвовать в каком-то прогрессе.
В Range Rover я за раз заправляю бензин на 4 тысячи, а Теслу заряжаю на 250 рублей
Цена на один километр у Теслы - 50 копеек. Чтобы было понятнее, то самая экономичная маленькая машина потребляет 2 рубля. Машина такой же мощности и такого же класса – потребляет 5 рублей на километр. Реальная разница в 10 раз – 50 копеек и 5 рублей.
Скорость разгона Теслы до 100 км - за 4 секунды. Для примера Range Rover с 5 литровым двигателем разгоняется за 6 секунд. Ощущение на Тесле такое, что ты взлетаешь на самолете, так вжимает в кресло, особенно пассажира. Плюс она еще поднимается до уровня паркетника. У нее есть пневмоподвеска, потому она легко преодолевает нечищеные зимние дороги и бордюры.
Когда ты едешь на длительное расстояние, все время контролируешь остаток энергии
Это внутренний недостаток. Конечно, компьютер показывает, сколько осталось заряда. Но все равно ты чувствуешь себя некомфортно, если расстояние длинное.
Что касается расстояния, то зимой 300 км на Тесле - это предел, больше не уедешь на одном заряде. Много расходов уходит на отопление и разогрев машины. Кстати, в морозы (даже в минус 37 градусов) машина ведет себя отлично, включаю ее на обогрев через приложение в телефоне.
Если говорить реально, то для электромобилистов нужно ставить зарядки через каждые 200 - 250 км. Тогда это будет то, что нужно. На трассах надо ставить быстрые зарядки, а в городах - маленькие, лучше возле отелей, ресторанов или магазинов.
Еще не рекомендую низкопрофильную резину, тем более на Теслу - это неудобно по нашим дорогам, все время пробивает колеса. Потому я поменял на высокопрофильную резину. Еще я ставил шипованную, это классно, но задевает закрылья при крутом повороте.
Езжу я на ней, езжу, и в какой-то момент моя машина встает
Первая поломка произошла через полгода после покупки машины - пригорели главные контакты. Для того чтобы машина была легче, искрогасители стояли пластиковые. Но они не выдержали, стали оплавляться и зажали главный контакт. Я звоню в Берлин, и мне говорят везти машину им на ремонт – заменить всю батарею (это будет выгоднее по регламенту). Сын отвез туда машину, сначала до Питера на автовозе, а оттуда на пароме. В итоге мне поменяли европейскую симку на российскую, а также батарею и заодно заднюю подвеску. Правда, поездка обошлась недешево – туда и обратно до 80 тысяч рублей.
Вообще, Теслу все время нужно подремонтировать. Компания Илона Маска - не автомобилестроитель, потому бывают какие – то ошибки, которые нужно подправлять. Самое лучшее - это исправление по интернету, что может делать Тесла в отличие от других автомобилей. Она все время привязана к Wi-Fi, и если надо, оператор из Берлина смотрит, какие у нее есть неисправности.
«22 дела, которые желательно сделать до 30 лет, но не успел»
В какой - то момент у меня отказывает правая пассажирская дверь, она не открывается снаружи. Потом вышла из строя правая задняя дверь. И я понимаю, что машину надо снова везти на ремонт в Берлин. И тут у меня появилась мысль - надо ехать самому. Есть такой список – «22 дела, которые желательно сделать до 30 лет, но не успел». Один из пунктов - нужно проехать одному через несколько стран. И я подумал: почему бы не сделать это?
Я позвонил в отель в Ижевске, и они согласились установить розетку для моего электрокара. Я им сбросил технические характеристики и прислал своих людей, и они установили. Затем позвонил в отель в Нижнем Новгороде, и они тоже поставили быструю зарядку для меня. Дальше проблем с зарядками уже не было.
На Тесле из Берлина до Перми, или как я оставил без света весь поселок
В очереди на ремонт машина стояла почти месяц - то мастера болеют, то народу очень много. Посоветовали везти ее в Финляндию, но хотелось сделать по гарантии. Через некоторое время смотрю - машина появляется на приложении, ее сделали. Мне снова поставили новый аккумулятор, подвеску и отремонтировали открытие дверей, а это 75% машины по гарантии. И вот вначале декабря я решил ехать на машине обратно - из Берлина до Перми. Кстати, в Европе с зарядками давно проблем нет - все они стоят на трассе через каждые 200 км. Их удобно отслеживать по специальному мобильному приложению.
Итак, поехал я через Финляндию, затем до Питера. Далее заехал в Великий Новгород, съездил к родственникам в деревню, которых не видел 45 лет. Затем решил зарядить машину в Тверской области, в небольшом поселке. Пока заряжал, во всем поселке погас свет. Я решил не дожидаться мужиков с вилами и топорами и поехал дальше. В Москве зарядился буквально за 40 минут.
Затем доехал до Владимира, потом до Нижнего Новгорода. Здесь я спросил насчет розетки и мне говорят, что она у них есть. Ну конечно, это же я им рекомендовал ее поставить. Затем Чебоксары, Казань, Елабуга, Ижевск – везде заправлялся без проблем. Узнал, что в Очере поставили зарядку, и ее хватило уже до Перми - наши пермские сети и ЛУКОЙЛ все же молодцы. В общем, выехал я в понедельник и через 11 дней был уже дома.
Многие спрашивают меня о Тесле с неким злым умыслом, как будто заранее хотят сказать: «Да это хрень все»
Но вот представьте - вы все пересели на электромобили. И к вам пришли бы люди и предложили купить автомобиль с бензиновым двигателем. Смогли бы вы привести аргументы, чтобы вновь вернуться к автомобилю на бензине? Я думаю, что уже нет.
И сейчас я понимаю, что именно потом, когда люди перейдут на электромобили, они будут говорить: «Боже, как мы раньше - то жили со своими машинами, воняло невозможно». Поэтому я думаю, что будущее за электромобилями все же есть.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).