В этом году сразу несколько известных городских проектов были сделаны благодаря сервису коллективного финансирования проектов
Planeta.ru. Уличные художники Александр Жунев и Виктор Фрукты, создатели фестиваля «После Пилорамы», авторы мультфильма «Как солдат Павел Буслаев на войну ходил» смогли собрать средства через эту краудфандинговую платформу. Ее популярность заключается в том, что она позволяет делать проекты без участия бюджетных денег и спонсоров, «всем миром». ТЕКСТ спросил пермских городских активистов, почему их проекты оказались успешными и реально ли обычному горожанину собрать средства на свой проект через Planeta.ru.
Александр Жунев, уличный художник, собрал больше половины (61 тыс. руб.) на гигантский портрет поэта Василия Каменского в городе:
Я выбрал «Планету», так как через нее можно получить деньги на проект, даже если ты соберешь не полную сумму, но хотя бы 50% от нее. Этим она отличается от других платформ. На «Планете» есть комиссия: если собираешь полую сумму, то перечисляешь 10% платформе, если не всю, то 15%, плюс комиссия банковской системе. Понимая, сколько мне нужно денег на рисунок, я заложил в сумму чуть больше с учетом комиссий.
Наверное, успех моего проекта был в том, что результат моей работы виден людям. Меня в городе знают. Авторитет того, кто собирает, немаловажен. Но если ты неизвестен, не нужно бояться обращаться к «Планете». Главное, хорошо объяснить, что это за проект и почему городу станет с ними лучше. Можно снять видео, как-то визуализировать то, что хочешь сделать. И еще важно сделать интересные бонусы тем, кто жертвует деньги. Например, я высылал номер телефона, по которому можно послушать стихи Каменского. И люди покупали такой бонус. Или книги Каменского «Жизнь с Маяковским», которые предоставил музей. Но с такими подарками беда в том, что ты не знаешь, сколько придется на них потратить средств. Но чаще всего люди просто давали денег на проект и ничего не хотели взамен. Было большое число жертвователей из Петрозаводска, где я рисовал «Калевалу». Жители прониклись этой работой, собрали около 7-8 тыс. руб. Были поступления из Москвы, но больше всего — из Перми.
Платформа дает рекомендации по времени на сбор средств, но его ты определяешь самостоятельно. Еще, когда заключаешь с Planeta.ru договор, они дают рекомендации, как пиарить проект, показывают примеры успешных проектов, помогают. Я буду и дальше обращаться к этой платформе, так как думаю, что с помощью нее реально делать проекты.
Мне «Планету» посоветовали люди, которые уже пользовались этой платформой. Успех нашего проекта — в неравнодушии людей. Но их оказалось не так много. Откликнулись мои друзья, появился главный наш спонсор, который помог нам, перевел больше ста тысяч рублей. Было даже такое, что мальчик перевел просто 1 руб., это очень растрогало. Если бы даже вся Пермь переводила по рублю на такие проекты, жизнь была бы лучше. Поэтому главное, чтобы люди не были равнодушными. Всех людей, кто нам помог, мы укажем в титрах. Готовый мультфильм мы выложим на YouTube.
Работа над мультфильмом очень большая, бывает, что один кадр снимаем несколько дней. Он будет снят в виде сказки, но по реальным событиям, в нем есть и патриотичность, и любовь к родине. Мы хотели найти деньги на производство мультфильма, чтобы его все увидели, посмотрели, чтобы наши дети росли здоровым поколением.
Анастасия Сечина, одна из организаторов фестиваля «После Пилорамы», вместе с командой собрала нужную сумму (100 тыс. руб.):
Когда мы обсуждали варианты, каким образом лучше собрать средства, вспомнили удачный пример Сергея Качкина, которому удалось таким образом собрать деньги на документальный фильм о «Перми-36». Это вселило оптимизм, мы поняли, что это реально.
Думаю, что к Planeta.ru стали больше обращаться из-за популяризации технологии краудфандинга. Да и эмоционально приятнее, когда ты собрал деньги на проект всем миром. Для нас это был принципиальный вопрос, нам было это важно.
То, что наш проект оказался успешен, было две причины. Первая — у нас был сильный бекграунд «Пилорама» и многие перечисляли деньги в память о ней, не надеясь на ее продолжение (а мы объясняли, что это будет другой фестиваль), а в знак уважения к «Пилораме». Этот бекграунд сыграл нам на пользу. Второе — у нас была большая команда, не я одна занималась продвижением. Мы распространяли информацию по всем каналам. Например, у «Мемориала» есть петиция в поддержку «Перми-36» на Change.org, мы закинули информацию туда, через свои страницы на Facebook, рассылали личные сообщения. Мы не стеснялись распространять информацию разными способами, и нас было много. Это обеспечило нам успех.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.