Когда французу Люку Коммуноду из Дижона исполнилось 60 лет, он отправился в масштабное путешествие на велосипеде, чтобы достичь 60-й параллели северной широты. Так он оказался в Перми, которая чуть ниже этой отметки.
Этот худощавый улыбчивый мужчина имеет колоссальный опыт велопутешествий – в 2008 году он совершил кругосветку, проехав тогда 16 700 км, в том числе через Россию. А за все свои поездки он «намотал» порядка 90 тыс. км – это как если бы дважды обогнуть Землю по экватору.
Он любит путешествовать именно на велосипеде. По его мнению, это не только демократичное средство передвижения, но еще и своего рода инструмент для общения, потому что это всем понятно, это привлекает внимание. Люк рассказал ТЕКСТУ о своем опыте велопутешествий по России.
Нужно быть бдительным
«Однажды у меня была такая история. В 2002 году я путешествовал по Сибири и остановился, разбил палатку, где-то в лесу. Велосипед я положил перед палаткой. И он исчез! Где-то рядом была небольшая деревня, и местная полиция нашла его. Как выяснилось, его утащил мальчишка. В итоге я продолжил путь с полицейским эскортом, который провожал меня до ближайшего города». (Стоит отметить, что у пермяка Дмитрия Локтионова, который в прошлом году отправился в масштабное велопутешествие в Азию велосипед украли в первую же ночь, недалеко от города – прим. ред.).
«Нужно все время быть внимательным», - говорит Люк и теперь он, когда останавливается поесть, всегда старается ставить велосипед так, чтобы видеть его.
Главная особенность велопутешествия по России
«Самое главное – это расстояния. Нужно уметь планировать время, потому что иногда до большого города может быть 3-4 дня пути». Поэтому велосипедист заранее не бронирует жилье. Он, конечно, предварительно подыскивает варианты, но не бронирует гостиницы, потому что трудно рассчитать, сколько точно времени потребуется на дорогу.
«Самое приятное – это общение с людьми, хотя и ограниченно без знания русского языка. Велосипед – такой инструмент, чтобы начать общение: люди останавливаются, спрашивают. Меня везде очень хорошо принимают в России. Везде нахожу радушный прием. Куда бы ни зашел – на станциях техобслуживания, в ресторанчиках – все пытаются пообщаться и помочь».
Что учесть при движении по большим дорогам
«Из Москвы до Перми я проехал 1600 км. Иногда было тяжело. Трасса большая – шумно, много спусков-подъемов, и покрытие временами не очень хорошее. Но я привык».
Надо быть очень внимательным на дороге. Очень много грузовиков. Это и шум, и напряжение. Но что касается опасности, нужно просто соблюдать определенные меры предосторожности. Кстати, если сравнивать с другими странами, то я ездил, например, по Индии - там опаснее на дорогах».
Любопытно, что на велосипед Люк сделал специальный номерной знак, по которому сразу видно, откуда он и как его зовут.
Как не бросить затею
Люк говорит, что моментов, когда хотелось бросить велосипед и сесть на машину или автобус, никогда не было. «Это все в голове, - говорит он. - Поскольку ты принял решение, то дальше его выполняешь. Да, бывают какие-то сложности, например, на днях пришлось около 40 км ехать против очень сильного ветра. Устал, но после отдохнул и дальше поехал». Все зависит от погоды, но в среднем Люк проезжает порядка 100 км в день, это около 6 часов.
О необходимом минимуме вещей
Весь багаж Люка – 20-25 кг. Больше всего места занимают спальник и палатка, они же самые тяжелые. Плюс - самая необходимая одежда. Еще есть горелка на случай, если придется готовить, но пока путешественник ее не использовал.
Где питаться в пути
«Я ем либо в маленьких придорожных кафе, либо в супермаркетах вдоль дорог что-то покупаю погрызть. В этих кафе нормальное меню. Я люблю есть суп, борщ, солянку, пельмени».
Бюджет путешествия
Точную сумму расходов Люк не рассчитывал. Но в принципе понимает, что ему должно хватить в том режиме, в каком он живет. Он останавливается в дешевых гостиницах, хостелах, иногда разбивает палатку. Ест немного, иначе будет тяжело ехать, пьет много воды.
Чем хорош велосипед для туризма
«Это - средство передвижения, которое много не требует и позволяет быть автономным: ехать, куда захочешь. Во-вторых, велосипед дает возможность долго путешествовать за достаточно небольшие деньги. И третье – это такой способ открытия другой культуры, другого мира – не избитыми туристическими маршрутами, а в режиме погружения».
Возраст для путешествий
«Все всегда спрашивают меня о возрасте, - улыбается энергичный француз. – Мне 60. На свой 60-й год жизни я решил проехать по 60-й параллели. А в 47 я совершал кругосветку по 47-й параллели». Причем Люк не профессиональный велосипедист. «Во Франции я вообще никогда на велосипеде не езжу. Это для меня средство передвижения только в путешествии».
Для первого кругосветного путешествия Люк брал отпуск без содержания (на родине он работал в сфере образования), а сейчас он на пенсии.
3 основных совета тем, кто решит путешествовать по России на велосипеде
«Самое главное – очень хорошо представлять, что ты хочешь. То есть проект должен созреть в голове. Нужно поставить себе цель, чтобы это не было просто «сел и поехал». Определенная задача очень помогает организоваться, идти до конца».
«Второе – нужно уметь управлять собой, то есть справляться с усталостью, с меланхолией, плохим настроением, чтобы идти к конечной главной цели несмотря на разные неожиданности».
«И третье – уметь адаптироваться. Быть непритязательным в еде, во сне, потому что очень трудно предсказать, как дело пойдет. И практически невозможно заранее все спланировать: где окажешься, где будешь ночевать. Поэтому нужно быть готовым к неожиданностям и уметь приспосабливаться к разным условиям».
Редакция ТЕКСТА благодарит за помощь в качестве переводчика Марину Вершинину, директора «Альянс Франсез-Пермь».
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.