10 Ноября 2020 | 09:25

Падение на землю

Еще 30 лет назад  «Ракеты» и «Метеоры» ходили по Каме,  как нынче трамваи по Перми. С помощью скоростных теплоходов пассажиры могли попасть в любой уголок области. Казалось, что суда на подводных крыльях заняли свою нишу на воде, и будут только совершенствоваться.

Однако сегодня о существовании скоростного флота в Прикамье напоминают лишь старые фотографии и прибрежные «кладбища кораблей».

Предлагаем вспомнить, как долго курсировали по Каме суда на подводных крыльях, в какие города и села можно было попасть на скоростных теплоходах и посмотреть, как они сегодня доживают свой век:

От Перми до Соликамска и Набережных Челнов


Первый скоростной теплоход на подводных крыльях  «Ракета-5» появился на Каме летом 1960 года.  Он открыл  линию «Пермь – Закамск».


Первая Ракета на Каме


Вслед за ним стали появляться другие «Ракеты», а через три года – более мощные «Метеоры». Ежегодно «Камское речное пароходство»  получало несколько единиц скоростного флота. В 1980 году на Каме стали курсировать более современные суда на подводных крыльях (СПК) «Восход». Теплоходы развивали скорость до 60-70 км в час и перевозили за рейс около сотни пассажиров. 

«Маршрутов была уйма. С Перми вниз СПК отправлялись до Закамска, Усть-Качки, Осы, Елово, Чайковского, Набережных Челнов, Чистополя. Был рейс до пристани Ямалы, что на реке Белой. В день -  десятки рейсов. Вверх ходил скоростной флот от Левшино вплоть до Соликамска», - вспоминает основатель форума Кamafleetfiorum Рамиль Мубаракшин. 


фото Госархив Пермского края
фото Госархив Пермского края

На тот момент в стране курсировало множество речных и морских скоростных судов -  «Буревестник», «Циклон», «Вихрь», «Ракета», «Полесье», «Метеор», «Комета» и т.д. Но на Каме работали только «Метеор», «Ракета» и «Восход», а также глиссеры «Заря» и «Орион». «Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным, и часто так стали называть все суда подобного типа.  

Ушли «на дно»


Жизнь камских СПК начала постепенно угасать в начале 90-х. Во времена перестройки все пароходства,  в том числе и «Камское речное пароходство», перестали подчиняться Министерству транспорта, поменялась система хозяйствования.  Государство перестало дотировать скоростной флот, при этом цены на топливо стали расти.

В 1995 году помимо четырех «Восходов», от Левшино до Березников ходили «Ракета 228» и «Метеор 243». Позже, вплоть до 2000 года, по Каме курсировали только «Восходы». 


В салоне


27 августа 2000 года возле Осы  теплоход «Восход-42», выполнявший рейс Пермь - Набережные Челны, на полном ходу  врезался в идущую навстречу баржу. Причиной трагедии стал сердечный приступ капитана, находившегося за штурвалом. На несколько секунд он потерял сознание, а «Восход 42» - управление.

В результате катастрофы носовой салон теплохода был полностью смят, 6 пассажиров погибли. Считается, что после этого случая суда на подводных крыльях на Каме умерли. 

«Скоростной флот оказался нерентабельным. Есть масса примеров, когда производился расчет стоимости билета с Перми до Чайковского на СПК, включая стоимость топлива, амортизацию, зарплату плавсостава, обслуживание пристаней. При полной максимальной загрузке  судна стоимость билетов составит около  1500 - 2000 рублей. На автобусе до Чайковского дешевле будет доехать», - рассказывает Рамиль Мубаракшин.

Последние  из нулевых


Камские скоростные теплоходы можно было увидеть и в середине нулевых. Правда, не в том качестве, какими они были до 90-х. Например, одна из последних «Ракет» несколько лет простояла на набережной Перми. В 1972 году судно упало на воду с высоты 4 м и повредилось. 

После списания «Ракету» установили около речного вокзала, где в первое время она служила музеем Камского речного пароходства, а затем кафе «Черная акула». Судно было разрезано после пожара летом 2008 года. 


2007 год


В августе 2010 года удивленные пермяки заметили на Каме скоростной теплоход «Восход-62». Экскурсионный маршрут до Усть-Качки тогда запустила компания «Ривер», взявшая судно в аренду. Теплоход отходил от Речного вокзала, привозил пассажиров на курорт, а потом возвращал обратно в Пермь. Стоимость билета за 3-часовую прогулку составляла 700 рублей.

Однако экскурсионный «Восход» оказался убыточным и проработал всего один сезон. Позже судно было продано в Саратовскую область, где до сих пор ищет своего хозяина.

Сегодня СПК можно увидеть только в Заозерье и  в Чайковском на ремонтных базах речфлота, прозванных в народе как «кладбище кораблей».


Фото Дмитрий Бельтюков

«Кладбище кораблей»


Сегодня на ремонтно-эксплуатационной базе флота  в Чайковском  доживают свой век «Метеор 163» и  «Метеор 206», не подлежащие восстановлению. Основная часть СПК находится на консервации в Перми, в микрорайоне Заозерье. 


Кладбище кораблей


Там, на «кладбище кораблей»  находятся два «Восхода», пять «Метеоров» и «Ракета-228», которую пару лет назад начали восстанавливать, однако судьба теплохода до сих пор неизвестна. Сегодня попасть на место консервации теплоходов непросто – за бывшими легендами речфлота бдительно следит охрана. 


Фото Дмитрий Бельтюков


Год назад председатель совета директоров «СК Камское речное пароходство» Михаил Антонов предложил запустить скоростной теплоход по маршруту Гайва - Пермь I – Закамск. Для этих целей планировалось задействовать старые «Восход» и «Метеор», модернизировав их двигатели.   Похожие маршруты на судах на подводных крыльях уже действуют в Казани и Санкт-Петербурге.

Однако предложение для Перми пока остается нереализованным. И если проект не будет запущен в ближайшие годы, то  корпуса скоростных теплоходов, находящихся на консервации  в Перми,  скорее всего, будет уже не восстановить.

Татьяна Семилейская, Дмитрий Бельтюков (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!