Мюзикл «Алые паруса» сегодня покажут в Театре-Театре в 200-й раз. Круглую дату отметят выставкой картин на тему мечты, дефиле невест в свадебных нарядах и световой инсталляцией. На сцену в этот вечер выйдут артисты, исполняющие центральные роли мюзикла с самого первого показа, который состоялся в 2012 году.
Романтическую историю Александра Грина на пермской сцене поставил режиссёр Борис Мильграм. Спектакль на музыку Максима Дунаевского идёт и в других театрах, но о работе пермяков композитор отзывается особенно тепло: «Пермское сочетание мне кажется очень правильным, подходящим. Ваш спектакль — это одна из лучших постановок «Алых парусов» и один из эталонов постановки мюзикла в принципе».
Незадолго до юбилейного спектакля «ТЕКСТ» встретился с артистами, исполняющими главные роли в «Алых парусах», и расспросил их о том, меняется ли спектакль с течением времени и отличаются ли чем-то их персонажи от героев книги Александра Грина.
О юбилейном, двухсотом показе «Алых парусов»
Ирина Максимкина, Ассоль:
— 200 — наш общий праздник, хотя не в каждом показе я участвовала лично. Правда, есть актёры, которые сыграли все 200 спектаклей.
В театре ценно то, что всё происходит только сейчас, и не важно, в который раз ты играешь спектакль. Жизнь идёт, что-то меняется внутри тебя. Ты приходишь играть, и вдруг в связи с тобой сегодняшним ты понимаешь что-то новое. Со временем набирается жизненный, человеческий опыт, и ты начинаешь больше понимать о материале, с которым работаешь. А насколько ты искренен на сцене — видит зритель.
Конечно, у любого спектакля есть определённая структура, но это дело всё равно живое и сиюминутное. Я с удовольствием играю роль Ассоль. Мне дорога эта работа и мои партнёры.
Почему не скучно играть спектакль в 200-й раз
Вячеслав Чуистов, Грей:
В этом и есть работа артиста — играть спектакль много раз, и каждый раз открывать что-то новое в нём, во взаимоотношениях героев. Круг твоего персонажа, его жизнь расширяется с каждым спектаклем.
Бывает, со временем ты видишь: что-то поменялось в партнёре, и сам перестраиваешься. Спектакль как хорошая книга, которую можно перечитывать и перечитывать, открывая в ней что-то новое.
Чем Ассоль в спектакле отличается от Ассоли в книге
Ирина Максимкина:
— У режиссёра спектакля три Ассоли, и он сразу сказал нам: «Не смотрите друг на друга. Я делаю спектакль про каждую из вас». Мне лично было сказано: «Ты вообще — последний романтизм».
Про Ассоль говорят, что она сумасшедшая. Но она не сумасшедшая. Она в это верит. Мне близки романтичные героини, в каком-то смысле скучные. Кому-то таких неинтересно играть. А мне они очень понятны.
Во время репетиций для меня был очень важен первоисточник. Спектакль «Алые паруса» Театра-Театра — это не совсем Грин. В книге, например, не было и речи о том, что Ассоль может представить себе хоть на секунду, что она выйдет замуж за Меннерса. Но в истории Максима Дунаевского, Михаила Бартенева и Андрея Усачёва есть и другие неожиданные повороты.
Многим артистам в спектакле сложно, потому что они не проходят через всё либретто, как Ассоль: у них другая длина спектакля, короткие, спринтерские дистанции, мало взаимодействия друг с другом на сцене и иногда вообще кардинально другой образ, нежели у Грина. Грей, например, появляется на сцене всего три раза и очень коротко.
Спектакль — это, наверное, более современная версия «Алых парусов», потому что здесь есть попытка Ассоль всё-таки соединиться с реальностью. В моем понимании Грей — это человек, который хочет помочь осуществиться мечте Ассоль. Это так редко сейчас встречается.
Что могло быть после встречи Ассоль и Грея
Вячеслав Чуистов:
— Роль Грея и в процессе репетиций, и до сих пор вызывает у меня «некоторые вопросы», которые наверняка возникают и у зрителя. В спектакле Меннерс гораздо больше заслуживает Ассоль: его персонаж движется, начиная с детства и до момента, когда он поёт ей: «Хочешь, зови меня Греем». Грей сначала где-то в мечтах маленькой Ассоль, призрак в снах взрослой, а потом раз — в белом костюме, и сразу свадьба. Возможно, это аксиома? Ассоль и Грей — пара, не важно, был ли он или не был, сделал ли он что-то для этого или нет.
В «Алых парусах» главная фигура — Ассоль, её персонаж движется, развивается. Спектакль свою ответственность перед книгой, её автором выполнил — рассказал историю, как Ассоль, через всё пройдя, обретает мечту. А что именно она обрела, остаётся за кадром… Ведь никто не знает, как они жили с Греем. Ведь она, быть может, спохватилась: «Где этот Меннерс»?. Мечта всегда хороша, пока она недосягаема, а когда ты её достиг, она уже перестаёт быть мечтой.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). фото Алексея Гущина