Неигровое кино набирает популярность по всему миру. Фестивали дока развиваются стремительнее своих игровых собратьев. На съемки выделяют гранты, для режиссеров организовывают международные питчинги и кинорынки. Увы, в умах обывателей документалистика до сих пор ассоциируется со скучными «говорящими головами» и чёрно-белой хроникой.
Главный координатор фестиваля «Флаэртиана» Алина Стабровская выбрала пять ярких картин конкурсной программы, которые доказывают, что современная документалистика способна пробуждать весь спектр человеческих эмоций.
Кино, которое смешит
Герои с ненаписанными шутками и нестирающимся гримом — это о фильме
«Человек-матрас» (16+). В центре истории Пол и Мик – двое друзей, которые трудятся в магазине матрасов. Дела не идут в гору, потенциальные покупатели обходят царство Морфея стороной. Чтобы спасти бизнес, ирландцы придумывают эксцентричного онлайн-персонажа Матрасного Мика. Буйство фантазии скучающих продавцов выливается в китчевый видеоклип в стиле 80-х. Ролик получает тысячи просмотров на youtube, Матрасный Мик становится знаменитым на всю страну, а находчивые коллеги вдруг сталкиваются с проблемами иного толка. Теперь им нужно научиться доверять друг другу.
Картина Колма Куинна очаровывает своей абсурдностью и предельной искренностью, а навязчивая песенка Back with a Bang еще долго будет играть в голове.
Герои из простой сибирской деревни тоже умеют смеяться и смешить.
«Сибирская любовь» (18+) – это картина немецкого режиссера с русским происхождением Ольги Делан. Через 20 лет жизни в Берлине Ольга возвращается в Россию, где задает своим родственникам и знакомым вопросы о любви и семейном счастье.
Бесконечные тети, дяди, бабки и деды с удовольствием рассказывают свои незамысловатые истории знакомства, подыскивают жениха «засидевшейся в девках» Ольге и учат, как правильно давать сдачу, если муж поднял руку на жену. «Сибирская любовь», пожалуй, самая зрительская картина «Флаэртианы» этого года: народная мудрость здесь напоминает шутки из фильма «Горько!», а важные вопросы современности поднимаются как бы между делом. Тут вам и гендерное равноправие, и эйджизм, и права женщин.
Кино, которое трогает сердца
Корейская картина
«Уроки пения с Энгри Берд»(6+) в этом году открывает программу международного конкурса. И это неслучайно! Такой светлый, добрый, но при этом не лишенный драматизма фильм – редкость для фестивалей дока.
Главный герой картины – корейский оперный певец Дже-Чанг Ким. Пять лет назад он оставил свою музыкальную карьеру и основал детский хор в индийском городке. Его подопечные в шутку сравнивают учителя с героем мультфильма Angry Bird, но в целом относятся к занятиям серьезно… чего нельзя сказать о родителях маленьких певцов. Мамы и папы, с утра до ночи занятые на рынках и грязных улицах, никак не могут взять в толк, зачем детям музыка, если она не помогает прокормить семью. Ким решается пригласить родителей на занятия и заодно организовать совместный концерт. 15 месяцев подготовки к событию меняют жизнь взрослых индийцев. Музыка превращается в терапию: уставшие взрослые борются со страхом сцены, избавляются от груза старых переживаний и по-новому открывают своих маленьких, но таких мудрых детей.
Ещё одна трогательная история родом из Чили.
«Взрослые» (12+) Мэйти Альберди – это внимательный и глубокий портрет четырех чилийцев с синдромом Дауна. Жизнь героев мало отличается от жизни других взрослых людей. В специальном центре адаптации, куда они приходят каждое утро, чилийцы работают, готовятся к выборам и устраивают свидания. Кто-то из героев хочет улучшить жизнь центра и их маленького общества, кто-то мечтает о том, чтобы заработать на кольцо своей возлюбленной. Благодаря фильму мир “солнечных” людей крывается для нас с новой стороны. Они чувствуют себя готовыми к взрослой жизни, но, увы, общество не всегда готово предоставить им требуемую свободу в принятии решений. Снимая картину на непростую тему, Мэйти Альберди смогла рассказать честную историю не про болезнь, а про людей. И это, безусловно, делает «Взрослых» одним из главных претендентов на главный приз фестиваля.
Кино, которое заставляет сопереживать
Современные документальные драмы с легкостью переплюнут «Титаник», а по непредсказуемости сюжетных линий готовы тягаться даже с «Игрой престолов». Яркий тому пример – лента
«История супружеской жизни» (16+). Известный чешский режиссер Гелена Тржештикова наблюдала за семьей Иваны и Вацлава с тех пор, как пара переступила порог Дворца бракосочетаний. Вот черно-белая пленка фиксирует первую крохотную комнату студентов-молодожёнов, их малыша и ночные подработки отца семейства. Цветное домашнее видео запечатлевает уже стройную шеренгу из пяти детей и нарастающие проблемы с бизнесом.
За 35 лет (!), которые Гелена провела рядом с супругами, происходят вполне обычные вещи: рождение детей, смена жизненных приоритетов, бесконечная череда квартирных вопросов. И между ними, в качестве «подарка» режиссеру: семейные драмы, подростковые проблемы с наркотиками, психические расстройства стойкой матери. «История супружеской жизни» – это откровенная история семьи. Легализованная замочная скважина, в которую автор предлагает заглянуть, отнюдь не для того, чтобы смаковать «скандалы, интриги, расследования», а чтобы увидеть в этой паре себя, научиться сочувствовать ближнему и примириться со своими собственными семейными историями.
Полная программа фестиваля и расписание показов доступны на сайте
flahertiana.ru.
Алина Стабровская, главный координатор МКФ «Флаэртиана»