Мы знаем множество историй о том, как пермяки переезжают жить в другие страны. Случаев, когда происходит наоборот, и в нашем городе устраиваются на работу иностранные специалисты, гораздо меньше. Почему они выбирают именно Пермь, как после переезда развивается их карьера и складываются отношения с пермскими коллегами?
«ТЕКСТ» расспросил нескольких экспатов, переехавших к нам из Греции, США и Германии, о том, как им живётся здесь. Вот наша первая история.
Элени-Лидия Стамеллу — солистка хора musicAeterna. Семь лет назад она переехала в Пермь, чтобы работать вместе с Теодором Курентзисом, дирижёром и художественным руководителем Пермского театра оперы и балета.
Мы встречаемся с Элени в Sister’s Bar, куда она часто заходит перекусить и отдохнуть. Элени широко улыбается и протягивает руку для приветствия. На разговор у нас есть всего около получаса, это короткий перерыв между репетициями в расписании хора перед тем, как вместе с оркестром musicAeterna и приглашёнными солистами они исполнят «Реквием» Джузеппе Верди на пермской сцене и отправятся на гастроли в Европу.
Элени рассказала «ТЕКСТу» о том, почему она очень хотела работать в пермском театре, как ей удалось быстро освоить русский язык и чем ей нравится жизнь в Перми, несмотря на грязные дороги и отсутствие солнца большую часть года.
Уезжая в Пермь, я даже не забрала вещи из квартиры в Нью-Йорке
Однажды в Европе я увидела афиши концерта Теодора Курентзиса и подумала: «Как интересно, такой молодой греческий дирижёр!» — я ведь сама родилась в Афинах. Я стала интересоваться тем, что он делает. В интернете смотрела много записей с концертов и долгое время искала возможности познакомиться и поговорить с ним, и вот она мне представилась.
На тот момент я жила в Нью-Йорке — после получения диплома певицы обучалась актёрскому мастерству. Параллельно я работала в Германии, в театре Олденбурга как приглашенная певица. И узнала, что недалеко оттуда, в Амстердаме, у Теодора будет концерт. Я приехала и просто подошла к нему после поговорить, рассказала о себе и о том, что хотела бы работать с ним. Так я получила приглашение на прослушивание.
Оно состоялось спустя год, в Афинах. Сначала я пела для Медеи Ясониди, директора по кастингу в пермском театре, а потом — для Теодора. Он был очень мил и разговаривал со мной приветливо. В Греции мы вместе ещё около часа занимались ариями, и я поняла, что обязательно хочу работать с ним.
Послушав меня, Теодор сказал: «Приходи в наш театр». Сразу из Афин я уехала в Россию. Это был 2012 год. Конечно, поскольку я жила там раньше, там моя семья, я взяла с собой какие-то вещи. В свою квартиру в Нью-Йорке я до сих пор не возвращалась. Сейчас это, наконец, должно случиться — у нас будут гастроли в США, и я смогу съездить туда впервые за семь лет.
фото Никиты Чунтомова
В театре всё спонтанно, и мне это очень нравится
Прежде я не была в России. Не очень хорошо помню свои первые впечатления о Перми. Мне запомнился спокойный центр, после Нью-Йорка это был большой контраст.
Мне здесь сразу очень понравилось: много дел, прослушивания для разных проектов, занятия с хором. Всё спонтанно, как я и люблю.
До Перми я пела в двух театрах Германии — в Мангейне и Олденбурге, и сравнивать я могу только с ними. В пермском театре хорошая сцена, правда, немного маленькая. Коллектив здесь мне очень нравится: настоящие музыканты должны быть спонтанными и всегда думать о музыке. И то, что иногда у нас расписание на следующий день появляется поздно ночью, могут внезапно запланировать гастроли — мне это очень по душе. Потому что искусство должно быть сумасшедшим, а художник должен жить для искусства. Оно не может быть на втором плане в жизни, только на первом.
Я очень люблю то, чем я занимаюсь в Перми, люблю коллег и то, что мы делаем вместе. Своё ближайшее будущее я связываю с хором и оркестром musicAeterna.
фото Антона Завьялова
Чтобы понимать русский, я просто запоминала, что слышу вокруг
В первое время жизнь в Перми я, конечно, не говорила по-русски. Многие в театре знают английский, поэтому было не так сложно — коллеги помогали освоиться.
Русский язык мне всегда нравился, как и русская культура. Я никогда не брала уроков, чтобы его освоить — просто слушала все время речь вокруг. Через пару месяцев мозг начал определять слова, потом я стала узнавать, что они значат, и запоминать. Есть, конечно, очень важные слова, которые я пока не знаю и не понимаю.
Примерно через полтора года я начала чувствовать, что могу говорить более свободно по-русски. Но некоторые слова мне очень сложно выговаривать. Например, такие: «трёхгрошовая опера» или «вестминстерские колокола».
У меня есть любимый русский фильм — «Солярис». Я вообще часто смотрю фильмы на русском, даже иностранные, хожу в кинотеатр, когда есть свободное время. Но его всё меньше, и мне это нравится.
фото Гюнай Мусаевой
В Перми есть ощущение свежести и творчества
Я живу в центре Перми. Конечно, это очень удобно, я бы не смогла жить в отдалённом районе. Мне нравится ходить в хорошие заведения: Mishka Food, «Крапива», Sister’s Bar, «Чайка Zaza», «Дом Культуры». Про новые места я обычно узнаю от друзей.
Несколько раз я была на фестивале Red Market и покупала там дизайнерские вещи. Я думаю, в Перми очень хорошо обстоят дела с творческими людьми, которые делают что-то своими руками. Здесь мне о них легче узнавать, чем в Афинах или Нью-Йорке. Там я обычно была занята встречами с родными или только работой и учёбой. А в Перми у меня есть ощущение творческой жизни, некой свежести.
Если говорить о сервисе, то С Нью-Йорком, конечно, он не сравнится. Например, чтобы в пермском магазине вернуть одежду, нужен паспорт. А в Нью-Йорке в некоторых магазинах можно получить деньги даже без возвращения товара, только с чеком. Но в целом меня здесь всё устраивает.
Я бывала на эспланаде в дни больших праздников несколько раз. У меня вообще всегда было ощущение, что я здесь, в России жила раньше. И когда я попадаю на такие праздники, как День Победы, и слышу музыку советских времён или оперу «Князь Игорь». это ощущение у меня вновь возникает. Хотя я не люблю громкую музыку — не важно в какой стране, я просто люблю более спокойное исполнение. Но праздники — это всегда весело.
Что бы я посоветовала пермякам, чтобы город стал более комфортным
Думаю, один из самых важных моментов — это дороги. Я бы хотела, чтобы нашёлся способ хорошо чистить их от снега, хотя бы в центре, чтобы не было так скользко и грязно весной.
Местный уровень медицины меня вполне устраивает, я даже ходила и в городскую поликлинику, чтобы взять больничный, совсем недавно.
И ещё мне бы хотелось, чтобы люди в Перми всё-таки больше говорили по-английски. Хотя я чувствую, что в этом плане город становится всё лучше и лучше.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).