Городские здания очень хотят общаться. Они делают это несколькими способами: через даты, таблички, муралы, граффити, рекламные вывески, слоганы. Посмотрим, как сегодня общаются здания в Перми и о чем они говорят:
О времени постройки
На некоторых зданиях, особенно построенных до Революции, можно заметить даты. Они «вмурованы» в стены. Например, на здании первого в Перми трамвайного депо на Разгуляе красуется «1917».
Однако не стоит верить всем зданиям «на слово». Например, первая губернская аптека на ул. Ленина 30 «врет» проходящим мимо горожанам: под сводами крыши красуется дата «1812», хотя сам дом был построен во второй половине XIX века, после пожара 1842 года, уничтожившего всю центральную часть города. Дата «1812» появилась в ходе очередной реставрации здания, чтоб «зафиксировать» дату открытия в Перми первой губернской аптеки.
Советские и современные «декорированные постройки»
Советские здания общаются через муралы, лозунги, граффито, мозайки. Раньше так декорировали типичные хрущевки и брежневки, которые архитектурно никаким декором не обладали. Пожалуй, каждый горожанин видел панно из цветного стекла «Комсомол в решающие моменты истории» на хрущевке по Комсомольскому проспекту, 67.
Его создал художник Вадим Голубев в 1978 году. Панно посвящено 60-летию ВЛКСМ. На нем аллегорично изображены образы героизма советской молодежи. Космонавт имеет отдаленное сходство с Юрием Гагариным, солдат Великой отечественной войны – с героем Советского Союза Александром Матросовым, а красногвардеец – с актером, сыгравшим Павла Корчагина, главного героя романа Н. Остовского «Как закалялась сталь». Но есть и высотки с панно, например, шестнадцатиэтажный дом на ул. Маршала Рыбалко, 117/2.
Все это декорированные здания. Если вспомнить классификацию, предложенную одним из родоначальников постмодернизма, обладателем Притцкеровской премии Робертом Вентури, то он называл «декорированными сараями» здания несложной формы, которые сообщают о своей функции не через облик, а через таблички, вывески, граффити. Словом, через всё, чем декорируется постройка.
Обычно советские дома «рекламировали» идеологию. «Советский язык коммуникации зданий не связан с функцией здания, он декларативный, рассказывает о советской культуре и это тоже возможный язык без коммерческой рекламы, но с рекламой идеологической. Набор таких сообщений ограничен», - говорит историк архитектуры Александр Михайлов.
Сегодня «декорированные постройки» — здания простой формы с вывесками, рекламными плакатами, граффити. Именно через вывеску здание рассказывает о своем предназначении. Это здание железнодорожного вокзала Пермь-II, пермский ЦУМ и современные ТРК, дом с муралом, посвященным пермской Опере на пересечении улиц Пермской и Горького, торговые центры типа Lenkom, киоски «Цветы», коробки сетевых магазинов и проч.
Где в Перми можно обнаружить «здания-утки»
Вся Перми застроена «декорированными зданиями», но в городе можно обнаружить и противоположность им – «здания-утки». Они отражают свое назначение через внешний вид.
Понятие ввел также архитектор Вентури, взяв за основу магазин «Лонг-айлендский утенок», спроектированный и построенный в виде утки.
В Перми «уток» меньше, но они есть. Это уличные кофейни в виде стаканчика кофе, кафе-трамвай, расположенное в вагонах настоящего трамвая. Здание Пермского театра оперы и балета тоже можно отнести к этой категории.
- Более 4 тысяч пермяков подписались на наш канал в Телеграм «Интересная Пермь». Там мы подробно рассказываем о важнейших событиях из жизни города. Перейти >>>
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ