«Можно придумать смешную шутку на любую тему», - считает пермский комик Алексей Белобородов. Участник «Открытого микрофона» на ТНТ и сооснователь сообщества Stand-Up Perm, он более шести лет занимается юмором профессионально — выступает сам и организует выступления других.
Как и многие комики, он начинал в КВН, где играл еще студентом, а потом перешел в стендап, объявив родителям, что отныне это не только его хобби, но и работа.
В то время площадкой выступлений комиков в Перми был «Нескромный бар», который являлся негласным стендап-клубом. «В 2018 году, когда он закрылся и мы с другом решили, что нам хочется развивать эту культуру в городе дальше», - вспоминает Алексей Белобородов. Сперва они раз в неделю проводили шоу открытый микрофон, в котором мог поучаствовать любой желающий. Поняв, что одного формата мало, запустили проверку материала, где стали выступать опытные комики.
Сегодня пермский стендап в расцвете — еженедельно на разных площадках города проходят два открытых микрофона, три проверки и одно шоу «Четыре комика», где опытные стендаперы рассказывают свои лучшие шутки.
Алексей Белобородов рассказал ТЕКСТу о самоцензуре, «дешевом смехе», школе для комика и почему шуткой надо попасть в дух времени.
Как попадают в стендап
Люди приходят в стендап по разным причинам. Это модно: многие популярные YouTube-шоу проходят с участием комиков, стендаперы мелькают в «Вечернем Урганте», у Дудя — через выпуск. Одним нравится комедия, сам процесс создания смешного и в этом плане стендап довольно доступная вещь. Тут нет ничего сложного: написал материал, приехал на открытый микрофон, денег не платишь, не надо собирать единомышленников. Вышел один и рассказываешь свои шутки и только публика тебе мерило. Кто-то думает, что стендапом можно хорошо заработать. Можно, но должно пройти достаточно времени.
В стендап попадают не только через КВН. Много тех, чьи первые выступления состоялись уже в этом жанре. У нас выступают комики разного возраста, в среднем это 23-25 лет, мне — 26 лет. Есть те, кому 30 лет, 40. Одному из самых возрастных выступающих сейчас 67 лет, дедушка. Он бывает на открытых микрофонах примерно раз в месяц и проверяет свои шутки.
Сегодня в пермском открытом микрофоне участвуют человек 40. Опытных комиков, которые могут выступать на платных шоу, примерно 10. Это больше, чем четыре года назад.
Почему девушек в стендапе — меньшинство
Сегодня в стендапе 90% — это парни, почему так — не знаю. Возможно, парни увереннее в себе. Возможно, юмор позволяет привлекать внимание, даже если ты не сильный, не ловкий, не красавец. Девушки же изначально красивые. А может мы сексистское и патриархальное сообщество, сами того не замечая, выталкиваем из него женщин. Но я только за девушек в стендапе, даже как организатор: девушка в любом случае разнообразит вечер своим выступлением, потому что у нее другой взгляд. Она даже про отношения шутит по-другому.
Одним из самых смешных комиков в Перми была девушка, Юлия Дунина. Когда она выступала, я всегда был в восхищении и боялся выходить после нее, потому что зал чаще всего был в таком состоянии — нужно было «держать планку». Сейчас она уже перестала заниматься стендапом, работает.
Секс не исчезнет, если про него пошутить
Надо стараться попадать шуткой в дух времени. Сегодня мир стал резче: в TikTok ты засмеешься за 15 секунд, все меньше людей смотрят длинные ролики. Юмор тоже стал резче: многие темы проговорили, прошутили. Хотя есть люди, которые до сих по смеются над шутками про блондинок и плохо паркующихся женщин. Но это в какой-то степени «дешевый смех».
Уже не стыдно шутить про секс: все поняли, что секс не исчезнет, если про него пошутить. Это касается и других тем. Большинство комиков шутит про себя. Например, недавно на проверке материала я шутил, что голосовой помощник Олег бесполезен: он всегда готов помочь, но никогда мне не помогает — переводит на другого оператора. Мне просто интересно, я хотел бы найти человека, которому бы Олег помог.
Можно придумать смешную шутку на любую тему и я не понимаю людей, которые ведут себя так: «А, шутка про это, тогда я «отключаюсь», я не будут слушать». Но ты послушай, это же просто шутка, и сиди дальше со своей мыслью.
О самоцензуре
С любым материалом можно работать, если это смешно и он себя оправдывает. Есть люди, которые шутят про феминисток, потому что это заденет других, а есть те, кто находит оригинальную мысль. Если в зале смеются, то все окей. Поэтому для меня самоцензура заключается в том, чтоб шутка была смешной и оригинальной. Это главное. Не хочется быть просто провокационным и говорить лозунги. Чтоб люди просто хлопали — это не цель.
Когда ты находишься в зале, вокруг публика и особая атмосфера, то шутки воспринимаются проще, достигается комедийный эффект. Что не всегда бывает, когда сидишь один на один с ноутбуком и смотришь видео.
Как шутки проходят проверку
Это моя любимая категория зрителей: мужчина пригласил девушку на свидание, первое или второе, привел на открытый микрофон, а комики шутят не всегда смешно. Они возмущаются: «Почему так?! Ведь мы пришли, потратили деньги — заказали по целому напитку!». Раньше бы я еще подумал, что ответить, а сейчас скажу: «Это проверка материала. Если хотите посмеяться наверняка, приходите на наше платное шоу. Так работает капитализм!» Ты приходишь, за столиками сидят незнакомые люди, они не подкуплены, не злы на тебя и ты им рассказываешь шутки. Не все они смешные. Это и есть школа для комика.
Я готовлюсь к выступлениям в режиме 24/7. Прежде, чем сесть писать в тетрадь, за ноутбук, у тебя в заметках должна быть какая-то идея, которая тебя веселит. У каждой шутки есть структура, можно смотреть концерты выступлений других комиков, понимать, как плотно они шутят, смотреть, как часто люди смеются, чтоб получить хорошее расположение духа. Потому что если за пять минут публика один раз посмеялись, скорее всего это не самое сильное выступление. Кто-то годами собирает шутки, эти 15 минут, чтоб выступить на платном мероприятии. Это большая кропотливая работа, ремесло, которым надо овладеть.
Проверка материала — это открытый микрофон для опытных комиков. Если на открытый микрофон может прийти человек, который в микрофон не попадает, говорит мимо него, то на проверке материала проверяются новые шутки, но людьми, которые уже имеют смешное в своем арсенале, умеют держать микрофон, стоять на сцене, взаимодействовать с залом.
Контакт с публикой: радость, адреналин и злость
На сцене испытываешь адреналин, радость и признание: люди, которые тебе точно ничего не должны, засмеялись. Бывает и злость: рассказываешь, а публика не смеется. Думаешь: да вы просто не понимаете! Но потом это проходит. Иногда надо формулировку шутки поправить и все, она уже смешная.
Если я выступаю и человек залипает в Instagram, я понимаю, что ему это сейчас важнее. Мы конкурируем и с этим тоже, да буквально со всем! Если вижу, что зал начинает смотреть по сторонам, то я не интересен, рассказываю несмешные шутки. Так бывает.
На всех наших мероприятиях есть ведущий, который объясняет правила, общается со зрителями, следит, чтоб на момент выхода комика было минимум заказов по кухне, чтоб никто не ходил, не выпивал. Есть люди, которые во время выступления комика начинают выкрикивать из зала. Тогда выступающий может урегулировать, сказать им что-то, попытаться не испортить шоу. Ты понимаешь, что кто-то после тебя еще выступает и это напряжение в зале лишнее.
В Перми благодарная публика. У многих опытных комиков есть постоянные зрители, которые ходят на их концерты. Один комик из Краснодара, которого мы привозили, сказал: «На Урале из-за того, что холодно снаружи, людям приходится быть теплыми внутри». Понятно, что мудаки есть везде, но я все-таки настроен оптимистично.
Почему сложно зарабатывать одним стендапом
Для меня стендап — единственный заработок, но все-таки им заработать сложно. Поэтому большинство комиков имеет постоянную работу. Гонорары индивидуальны и зависят от мероприятия. За выступление в шоу «Четыре комика» — минимум 1 тыс. руб., на корпоративе — минимум 5 тыс. руб. Можно зарабатывать, ведя мероприятия, например, открытый микрофон, проверку материала, четыре комика. Можно выступать на платном шоу, ездить в соседние города: Чайковский, Соликамск, Березники. Недавно наши комики ездили в тур, объехали 12 городов страны.
Можно выступать на разогревах у других комиков, но это только для опытных. К нам часто обращаются, если кто-то приезжает с гастролями. Мы отправляем ссылку на наш YouTube канал «Счастливцы»: вот выступления, выбирайте. Или нам могут сказать: на ваше усмотрение. Тогда мы стараемся ротировать стендаперов, чтоб все успели выступить, создаем виртуальную очередь.
О влиянии КВН и переезде в Москву
В 24 года я понял, что не хочу становится профессиональным квнщиком. Я очень рад, что КВН был в моей жизни: я познакомился с большим количеством людей, сам раскрепостился. Сейчас я езжу тренером в лагерь «Отдых в стиле КВН», где КВН прекрасно себя исполняет как инструмент социализации для ребят. Он помогает им находить новых друзей. Как телепередачу я КВН не смотрю, мне не нравится. Вживую еще могу сходить, в Перми еще остались знакомые, которые там играют.
Не знаю, хотел бы я переехать в Москву. Наверное, идеальная для меня ситуация — это работать в Перми и писать шутки и сценарии для Москвы. Из ближайших целей на будущее — это развитие нашего YouTube-канала «Счастливцы» (18+). Это сообщество комиков, где есть не только пермяки, но и стендаперы из других городов.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ