В понедельник, 16 апреля, в Перми впервые отметили Международный день голоса. Инициаторами праздника стали врачи редкой специальности – фониатрии.
В конференц-зале краевой библиотеки имени А.М. Горького собрались профессиональные пользователи своего голоса – вокалисты, преподаватели вокала пермских вузов и музыкальных школ, актеры пермских театров. Много было студентов вокальных отделений вузов, тех, кто еще постигает азы профессии вокалиста. Пришли и те, кто нуждается в оздоровлении голоса после операции, болезни.
Оториноларинголог-фониатр Александр Сажин рассказал о том, где и как зарождается голос и по каким причинам он «пропадает».
В работе фониатра есть два правила. Первое: фониатр смотрит не только гортань и голосовые связки, но и все лор-органы: ухо, горло, нос и околоносовые пазухи. Почему? А вот это уже второе правило. Суть голосоизвлечения – это работа не только голосовых складок, но и всей дыхательной системы, в которую входят трахея, бронхи, легкие, даже диафрагма. Поэтому так важно здоровье околоносовых пазух – основных резонаторов, трахеи и бронхов – проводящей системы звука, внутреннего уха – главного «координатора» слышимых и произносимых звуков.
Голосоречевой аппарат – очень сложная система. Поэтому любое заболевание лор-органов (ухо, горло, нос, гортань) или бронхо-легочной системы может привести к суровым последствиям для голоса. Особенно, если такое заболевание вовремя не выявить и не лечить.
Невылеченные острые заболевания гортани – прямой путь к хронизации болезни. Лечение запущенных случаев чаще всего возможно только хирургически.
Главным помощником врача-фониатра в повышении качества голоса, в восстановлении голоса после заболеваний или чрезмерных нагрузок является фонопед. Фонопед – это логопед, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками.
Педагог-фонопед клиники «Лор Плюс», актриса, режиссер, педагог по сценической речи и мастерству актера Елена Мальцева в своем мастер-классе « Как сохранить здоровье, гибкость и силу голоса» рассказала о тайнах звучания голоса.
Она раскрыла слушателям несколько секретов того, как помочь голосу стать более звучным, гибким, какие упражнения помогут научиться правильно дышать. Ведь основа сильного голоса – именно правильно поставленное дыхание. И речь не шла только о певцах или актерах. Каждому хочется, чтобы голос был здоров, каждый может и натренировать силу и гибкость голоса.
Яркая лекция старейшего и опытнейшего фониатра Перми Андрея Зуева об особенностях детского певческого голоса не оставила равнодушным никого. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых, гортань в несколько раз меньше, чем у взрослых – отсюда особое звучание детских голосов. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. И в процессе постановки голоса у ребенка важно помнить, что при неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание а чрезмерно громкое пение попросту губительно отражается на голосовых связках детей.
Нельзя перенапрягать ребенка при занятиях вокалом, нужно беречь быстро растущий и потому очень ранимый голосовой аппарат ребенка от перегрузок, соблюдать режим отдыха и даже питания.
Но почему тогда не иссякает поток родителей с детьми на прием к фониатру? «Доктор, дочка не может петь, а завтра концерт», «Вылечите срочно, осип голос вторую неделю, а наш педагог записала сына на конкурс юных вокалистов». К сожалению, поток этих жалоб свидетельствует о невнимании родителей к особенностям детей, да просто к здоровью детей. Такие перегрузки для поющих детей в детстве закрывают им путь на большую сцену в юности и взрослом возрасте.
Не менее интересным был живой урок вокала от педагога по академическому и эстрадному вокалу музыкальной школы для взрослых «Виртуозы» Элины Золотаревич. Она рассказывает, что суть работы преподавателя по вокалу - не только расслышать оригинальный, родной голос вокалиста, но и помочь самому вокалисту услышать свой голос. Ведь не секрет, что мы воспринимаем свой голос не так, как слышат его окружающие нас люди. А уже потом этот легкий, тонкий росток совместной работой ученика и мастера превращается в уверенный, сильный, звонкий голос профессионала сцены.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).