Кристина Расторгуева из Перми - мама ребенка-анскулера. Изучив все возможные формы образования, она выбрала анскулинг - обучение без школьной программы и аттестаций. При такой системе ребёнок ничему не учится целенаправленно. Он получает знания, самостоятельно отыскивая ответы. Обучение проходит в игре, творчестве, путешествиях и общении.
Кристина Расторгуева рассказала ТЕКСТу, чем анскулинг отличается от хоумскулинга, каким семьям подходит такая форма образования и как проходит обучение детей-анскулеров:
Что такое анскулинг
Наша система сформирована так, что уже норма перекладывать ответственность за своё здоровье на врачей, за воспитание - на детсады, а за образование - на школы. Считаю, что это не правильно. Изучив все возможные варианты форм образования, я выбрала анскулинг. Это свободное самонаправленное образование. Его суть заключается в самообразовании. Цель - получить знания и навыки именно в той области, которая подходит конкретному ребёнку. В Перми и даже в России анскулинг ещё мало распространён, но постепенно набирает обороты.
У ребенка с рождения заложен механизм саморазвития и познания. Но в школе, по моему мнению, этот механизм ломается. В итоге получается обратный эффект: многие не любят школу, не способны к саморазвитию и большинство не знает, кем хочет стать, даже будучи в зрелом возрасте. Природные механизмы ломаются путём принуждения. Если не принуждать ребёнка, он от природы способен развиваться и самообучаться.
Чем анскулинг отличается от хоумскулинга
Хоумскулинг, или семейное образование (СО) - это чуть больше свободы, возможность подбирать подачу информации, учить мыслить, а не получать ненужные академические знания, которые нужно «зазубрить-сдать-забыть». Но СО - это по сути тоже принуждение, поскольку есть аттестации в школе. Соответственно, есть план: сдать список предметов в определенное время. Я поняла, что это не то, что нужно ребёнку для хорошего развития.
В отличие от СО, ребёнок не прикрепляется к школе и не сдает аттестации. Для образования в дальнейшем (например, в ВУЗе), ребёнку нужно будет сдать аттестацию за 9 класс. При этом сдать её можно в любом возрасте. И тут важно понимать, что ребёнок (а точнее, уже подросток) легче подготовится и сдаст аттестацию, если ему это будет нужно. Он будет иметь собственную мотивацию, цель и в своем темпе развитый интеллект.
Плюсы и минусы анскулинга
Плюсы – это возможность прожить своё детство, свобода, критическое мышление, возможность пробовать разные занятия, «нащупывать» свою сферу деятельности и т.д. Плюсом является и менее затратное обучение по сравнению с обычной школой.
Минусы такой формы образования и воспитания есть только для родителей детей «садичного» возраста. Проблематично найти первые детские секции и кружки ребёнку, чтобы развитие и обучение происходило по запросу, без принуждения и давления. Проштудировав секции и кружки, я вижу, что везде идёт нацеленность на результат: чему-то «научить». Считаю, что это не то, что нужно для развития. Что касается больших детей, в зарубежных исследованиях некоторые дети выделяют один минус анскулинга: непонимание окружающих взрослых.
Как проходит анскулинг
Ребёнок-анскулер самообразовывается (сейчас для этого есть все ресурсы, и платные и бесплатные), посещает секции и занятия по запросу, пользуется помощью родителей по запросу. Также можно воспользоваться услугой репетитора. По закону ребенок может сдать аттестацию за любой класс, в любом возрасте. Если речь идёт о ребенке, который никогда не ходил в школу, и вдруг появилось такое желание, то опыт показывает, что стоит ему походить в школу буквально неделю, он понимает, что это такое и уходит из неё.
Важно ещё знать, что ребенок развивается посредством игры. Играя, он обучается, развивается, а также учится взаимодействовать с окружающими. Сейчас я работаю в этом направлении. Мне хотелось бы найти единомышленников - семьи, где дети воспитываются такими же методами, чтобы разновозрастные дети могли свободно играть вместе.
Каким семьям подходит анскулинг
Анскулинг подходит семьям, где родители едины в подходах к воспитанию и понимают, что детство - это не начало профессиональной деятельности. Как правило, сложностей здесь не бывает. Возможно, родителям будет сложно наблюдать и не вмешиваться в процесс. Например, ждать, когда у ребенка появится потребность и интерес к чтению (а это может случиться и в 10 лет, например). К тому же, родственники и некоторое окружение не смогут проявить терпение, не переживать и не давить.
Если ребёнок уже имеет школьный опыт и переходит на анскулинг, то очень важно дать время, необходимое на «расшколивание». Когда это произойдёт, у ребёнка может появиться истинное желание обучаться и развиваться. Это важно знать, поскольку многие рассуждают, что «если его не заставлять, он ничего делать не будет». Это заблуждение, и главную роль в анскулинге играет именно возможность «расшколиться».
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).