«Советские вывески были частью визуальной истории города. И мы ее лишились», - считает пермский дизайнер Дмитрий Кучев.
Вот уже несколько месяцев он
воссоздает старые пермские вывески, многие из которых давно исчезли с фасадов магазинов и кафе.
Дизайнер восстанавливает вывески по архивным фотографиям города и выкладывает их в Инстаграм. Так он воссоздал вывески кафе «Космос», кинотеатра «Мир», «Стометровки», Центрального Гастронома, Речного вокзала и т.д.
Дмитрий Кучев рассказал ТЕКСТу о своем проекте, в чем ценность советских вывесок сегодня и нужно ли сохранять старые надписи на зданиях Перми:
Я помню, как все больно переживали потерю вывески над ЦУМом
Я довольно долго рассматривал архивные фото Перми. И в какой - то момент заметил на фотографиях вывески. И у меня щелкнуло: классно, что они были, что с ними сейчас, как хорошо они смотрятся на фотографиях, как они бы сейчас смотрелись. Я вспомнил, что насколько больно все переживали потерю вывески над ЦУМом.
На тот момент казалось, насколько бессмысленна и ужасна новая вывеска, и было неизвестно, что случилось со старой, было жалко ее. И я подумал, что было бы здорово эти вывески каким-то образом сохранить. Так решил, что их здорово сохранить хотя бы в цифровом виде.
Я выбрал те вывески, что мне просто понравились и те, которые значимые для города. Конкретно историей вывески я не интересовался. Но я достаточно хорошо знаю историю графического дизайна.
Ценность советских вывесок - в эмоциональной связи с тем временем
Нельзя строго судить о привлекательности старых пермских вывесок. Они просто были каким - то характерным элементом своего времени. Это больше история не про то, что они особо эстетские. А больше, наверно, про то, какие они ассоциации и эмоции вызывают. Например, когда я выкладывал вывеску кафе «Юность», это вызвало эмоциональный отклик.
Люди писали, что они помнят это кафе, как они ели в нем мороженое, пили лимонады.
Я думаю, что ценность этих вывесок и вообще всего проекта состоит в эмоциональной связи с тем временем.
Советская Пермь выглядела визуально целостным городом. Сейчас этого нет
Я не могу реально сравнивать советские и новые вывески. Есть только мои ощущения, что в то время оформлением вывесок кинотеатров, кафе, магазинов занималась, скажем так, единая структура. И получалось так, что эти вывески были сделаны в каком-то едином, характерном для времени, стиле. И советская Пермь выглядела визуально целостным городом. И вот этого как раз таки сейчас нет.
Современные вывески создают визуальный шум. В советское время его не было, а была целостность и единство. Однако сегодня предпринимаются попытки создать какой-то дизайн-код города, чтобы создать этот единый визуальный образ, т.е. не засоренный рекламой и сверхативными баннерами.
Как дизайнер я считаю, что советские вывески не были примечательными
Нельзя строго сказать, что современные вывески - эстетические или неэстетические. Но есть среднее ощущение, что современные вывески не очень эстетичны, потому что выполнены не на очень высоком профессиональном уровне, их качество не высокое.
Как дизайнер я считаю, что и советские вывески не были примечательными. Это были объекты своего времени. Примечательными они стали уже сейчас, когда их не стало. Они были частью визуальной истории города. И мы ее лишились.
Их нет смысла изменять или улучшать. Иначе это как попытка изменить воспоминания.
Старые вывески - это ровно такая же часть архитектуры, как фасады зданий
Как мы ревностно относимся к каким-то историческим зданиям, такое же отношение у нас и к вывескам в городе. Это просто часть визуального образа города, какая-то его характеристика, от которой не хотелось бы отказываться. Если есть возможность их сохранить или восстановить, было бы здорово.
Даже если нет возможности оставить вывеску на здании, то можно такие вывески не выбрасывать, а продавать или, как вариант, давать возможность жителям ее выкупить. Ведь старые пермские вывески ценны именно такими, какими они были. В этом смысл исторического наследия.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).