Каждый день многодетная мама Светлана Алексеева спешит на работу к своему автобусу. Но она садится не на пассажирское сиденье, а на водительское. Дело в том, что Светлана - одна из немногих женщин-водителей автобуса, и одна из первых в Перми, кто пришел в эту «неженскую» профессию.
Пять лет назад у Светланы обнаружили рак, и она уже не надеялась вернуться за руль 10-тонной машины. Но сегодня она работает на одном из городских маршрутов, и покидать любимую работу не собирается. «Автобус - это болезнь», - говорит водитель.
Светлана Алексеева рассказала ТЕКСТУ, реально ли онкопациенту стать водителем автобуса, почему «автобусники» бесполые люди и как складывается у них отношение с пассажирами:
Я была первой девушкой, кто пришел работать водителем автобуса «с улицы»
У меня «права» категории D с 2004 года (у меня была своя грузовая газель). Но в то время девушек не брали работать на автобус. Только в 2009 году я пришла работать водителем автобуса. Тогда я уже была девятая по счету девушка, но первая, кто позвонил и пришёл «с улицы» (остальные имели опыт вождения на троллейбусе).
Я работала на разных автобусах - по городу, немного по пригороду. Автобус - это целое сообщество, жизнь, это болезнь. Даже когда ты уходишь, не можешь жить без этих людей, которые входят и выходят на остановках, без хлопающих дверей. Зеркало водителя - это жизнь целого города в 10 тоннах железа. Иногда это все надоедает, но ты все равно возвращаешься в парк, где в «елочку» стоят автобусы и один из них твой. Нужно сесть, погладить руль, налить кофе и в путь.
5 лет назад моя жизнь перевернулась: у меня обнаружили рак
5 лет назад я ушла в декрет. Ушла, работая на 13 маршруте «пл. Дружбы- м\р Нагорный» и думала, что уже не вернусь. За 5 лет моя жизнь перевернулась: у меня обнаружили рак, я прошла лечение, получила пожизненную инвалидность 3 группы.
Я создала региональное отделение Ассоциации онкопациентов «Здравствуй!», затем открыла салон красоты для онкобольных. Сейчас салон не работает - наш мастер ушла в декрет, сложно найти помещение, плюс пандемия внесли свои изменения. Но... Я не откажусь от помощи в реализации проекта. В планах: заработать самостоятельно на необходимое оборудование и открыть в том формате, в котором планирую.
Желание вернуться на автобус пришло после Нового 2020 года. Меня прям накрыло. Но то, что происходило в транспортной сфере, очень огорчало. Перемены не столько пугали, сколько все устали от постоянных конкурсов на маршруты. Непонятно, что происходит, к кому идти, как можно вернуться на прежнее место работы, когда у тебя есть хроническое заболевание - рак.
Как я вернулась в прежнюю жизнь
Таким образом, я вновь столкнулась с трудностями – как вернуться в прежнюю жизнь. Тема трудоустройства онкопациента меня волнует давно. Внешне онкопациент ничем не отличается от обычных людей, но... каждый случай индивидуален. Любой водитель сейчас проходит медкомиссию при трудоустройстве.
В медцентре мне сначала отказали, потому что я онкопациент. Конечно, моя деятельность в ассоциации «Здравствуй!» очень помогла мне в отстаивании права пациента на трудоустройство. Я прошла комиссию в медцентре и комиссию профпатологов с участием онколога в профцентре. В итоге меня признали профпригодной, и я вышла на новое место работы.
Автобус - это моя реабилитация
«У водителя нет пола», - говорил механик, когда я несколько лет назад работала на автобусе. Тогда мужчины поздравляли меня с 23 февраля в шутку и всерьез. Сейчас я работаю на новом автобусе. Но.. Особенность работы «девочки- водителя» - это гиперответственность за автомобиль. Ведь женщине свойственно быть ответственной: воспитывать и рожать детей, содержать их, уделять время семье и многое другое.
Автобус - это моя реабилитация. Здесь все знакомо, понятно. Изменились условия труда - это приятно. Сейчас моя работа встроена по Трудовому кодексу. Мой график с 8.57 до 12.47. Нелегко, но для меня, например, работать поваром тяжелее. Каждому свое. После пятилетнего перерыва у меня новый коллектив, новые требования, новые условия. Ремонт только на базе. Мне по кайфу. Все привыкли к измазанным водителям с вытянутыми коленками. Но у нас теперь есть форма, и это круто, смотреть приятно. Времена изменились.
Многие жалуются, что водители автобуса тащатся или гоняют. Но они живут по секундам
На работе приходится сталкиваться и с пассажирами, и с автомобилистами. Водители относятся к нам по - разному. И подрезают, и сигналят. Для пассажиров во многом виноват водитель автобуса - и дверями придавил, и резко затормозил. Но я сижу в кабине, поэтому никто не отвлекает – всё внимание только на дорогу, график и безопасность пассажиров.
В соцсетях я начала писать посты о работе водителя автобуса, что он видит и какие есть правила. Об этом мало кто знает и помнит. Все живут в суете и не замечают мелочей. Например, я пишу о графике. Многие жалуются, что водители тащатся или гоняют. Но они живут по секундам. Водитель знает, сколько горит светофор, когда пробки, сколько времени можно стоять на остановке и т.д.
Родителям напоминаю, что заходить в автобус с детьми можно в любую дверь, а выходить через переднюю, что автобус не тронется с места, пока двери не закроются полностью. И чем быстрее зайдёт пассажир (полностью со своими гаджетами, тележками, рюкзака ми, детьми, собаками, велосипедами), тем быстрее и вовремя он доедет до места.
Сейчас вновь хочу повторить - рассчитывайте свое время, откажитесь в дороге от гаджетов, не пользуйтесь наушниками и не забывайте, что дорога - это место повышенной опасности не только для водителя, но и для пешехода/пассажира.
Наши лучшие истории удобно читать в Телеграм >>> ( @edaperm)
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).