На днях архитектурное бюро wHY опубликовало у себя в инстаграме очередные рендеры нового здания Пермского театра оперы и балета. Текст под публикацией не совсем дежурный — архитекторы представляют проект как этапный, суммирующий предшествующие проекты.
Для меня это стало импульсом наконец поговорить о том, что это за бюро, тем более, что в городской прессе о них до сих пор не было статей.
Лидером WHY является тайский архитектор Кулапат Янтрасаст, в начале своей карьеры один из партнеров в архитектурной мастерской Тадао Андо — признанной мировой звезды архитектуры, лауреата архитектурного аналога Нобелевки, премии Прицкера. Выбор мастерской для начала карьеры не случаен. Янтрасаст после получения диплома с отличием продолжил своё обучение в Японии, ведущей архитектурной школе в послевоенное время не только в Азии, но и в мире.
В мастерской будущий основатель wHY курировал на месте постройку ряда знаковых строений, среди которых музей современного искусства в Форт Уорте в Техасе, в котором очень ярко раскрывается творческий метод Тадао Андо. Он — минималист, его архитектура построена вокруг трёх составляющих: фактура поверхности, почти храмовое ощущение света и гармония пуристского белого и цвета материалов.
Музей в Форт Уорте — одна из признанных достопримечательностей Техаса, сложная стеклянная структура, в которой право голоса отдано отражению воды на поверхности фасада, бетонной опалубке обнаженной конструкции потолка и чистому белому кубу самой галереи. По этим поверхностям скользит свет, разливаясь и подсвечивая детали — такие вещи не передают фотографии, их нужно наблюдать воочию и так умеет только Андо, за что и получил премию.
Специалисты по общественным пространствам
После успеха проектов начала двухтысячных Кулапат Янтрасаст в 2003-м году основал своё архитектурное бюро wHY. Его первым значимым проектом стал художественный музей в городе Гранд-Рапидс в Мичигане (в динамично развивающемся городе, современной пивной столице Америке), реализация которого завершилась в 2007-м году.
Ключевым фактором в выборе архитектора стал опыт Янтрасаста в проекте музея в Форт Уорте (по сути бюро получило американскую прописку в Лос-Анжелесе и Нью-Йорке именно из-за этого заказа).
Концептуально первое здание wHY повторяет многие ходы архитектуры Тадао Андо, учителя — здесь и множество стекла, и обнаженная бетонная опалубка стен выдающегося качества. Главной особенностью комплекса является то, что он стал первым музеем в мире, сертифицированным LEED Gold – такую сертификацию выдают за энергоэффективность и экологичность проектов. Здание плавно продолжает ландшафтный парк архитектора Майи Лин, отражая зеленные кроны во входной группе, зеркальном щите.
Настоящую известность wHY принёс проект расширения художественного музея в Луисвилле. В конкурсе бюро Кулапата Янтрасаста обошло множество звездных заявок: участвовали, например, Бьярке Ингельс и Snøhetta. Проект выделяет использование консоли для входной группы из гофрированных металлических панелей и фриттованного стекла, которые бесконечно зеркалят и создают ощущение очень глубокого пространства.
Внутри, подобно архитектуре Андо, торжество белого света и бетонных поверхностей. В инженерной составляющей — всё то же внимание к энергоэффективности и экологичности. Как любит повторять сам Кулапат Янтрасаст в своих интервью: «Через двадцать или тридцать лет у людей, возможно, будет другое представление об искусстве. Они, возможно, захотят изменить музей, и моя задача, как архитектора, заложить такую возможность».
После успеха этих двух музеев бюро wHY получило репутацию специалистов по общественным пространствам. Их проекты последних лет: музей азиатского искусства в Сан-Франциско, центр искусств и музыки в Пало Алто, находящийся рядом со штаб-квартирой Google, галерея Дэвида Кордански в Лос-Анджелесе. Два проекта стоит выделить особо: это расширение крыла им. Майкла Рокфеллера музея Метрополитен в Нью-Йорке, одного из самых известных в мире, и университетский музей Гарварда с очень серьёзной коллекцией.
Для обоих проектов wHY выбрали без конкурса. Директор музея Метрополитен Макс Холяйн представлял проект так: «Эта реконструкция основной части мировой коллекции Метрополитена благодаря экстраординарному дизайну Кулапата Янтрасаста станет проявлением нашей способности еще больше продвинуть понимание, оценку и контекстуализацию наиболее значимых мировых культур».
В конце 2019-го года журнал AD, входящий в холдинг Conde Nast, назвал бюро wHY одним из 100 лучших бюро мира, при этом отметив качество их проектов. С тех пор бюро разработало проект нового здания Пермского театра оперы и балета и сделало один из лучших новых парков мира в Торонто.
Новая сцена как танец балерины во вращении
Какие основные черты их архитектуры? Как и большая часть современных японских архитекторов, к школе которых принадлежит Янтрасаст, одной из основных тем для wHY является прозрачность, визуальное растворение бетона за счёт стекла и зеркалящих поверхностей до состояния естественного материала, почти камня. Так работают лауреаты Притцкера Тадао Андо, Казуё Седзима, Рю Нисизава, Тойо Ито.
Японская архитектура тяготеет к включению внешнего пространства в архитектуру здания или же доведению границы между ними до состояния неразличимости. Японская современная архитектура впервые продемонстрировала этот трюк на Парижской всемирной выставке в 1937-м году, когда ученик Ле Корбюзье Дзюндзо Сакакура создал модернистский павильон в духе учителя, при этом сделав шаг дальше и инкорпорировав внутрь объёма здания сад.
Янтрасаст создаёт архитектуру прозрачную, много работает с ландшафтным дизайном, его здания всегда вписаны в окружающую действительность. Они экологичны, энергоэффективны и натуральны — в них даже стекло и бетон кажутся естественными материалами.
Проект нового здания Пермского оперного театра суммирует эти принципы — в центре города должен появится новый образ, который одновременно будет зеркалить поверхность Камы и при этом принесет с собой новый ландшафтный дизайн. В него заложен новый парк, цель которого связать территорию Городских горок от планетария с центром, открыть вход на Шпагина с Ленина и привлечь людей как из Мотовилихи, так и из центра, объединив город.
Архитектурно Новая сцена — сложный криволинейный объем из полупрозрачных поверхностей, неправильный цилиндр с вложенным коробом, подобным танцу балерины во вращении. Так говорят сами архитекторы, но можно и без метафор — это объём самой сцены, покрытый деревом и медью, которые создают ощущение проросшей сквозь здание природы в духе Тойо Ито. Кажется, никто ещё в Перми не обсуждал этот проект с точки зрения настоящей архитектурной критики — внутри контекста архитектуры, к которой он принадлежит. А с такой точки зрения у него фантастическое качество.
Студенты Пермского госуниверситета представили спектакль по коми-пермяцкому мифу о рождении мира
В Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ) прошла премьера пластического спектакля «Олан шогмӧм» («Рождение мира»), созданного участниками Творческого факультета – Акселератора креативного развития «СтудиЯ». Постановка основана на мифе о сотворении мира и посвящена 100-летию Коми-пермяцкого округа и Году коми-пермяцкого языка. Зрителям представили высокотехнологичное шоу с лазерными эффектами, уникальным световым оформлением и мультимедийным экраном с коми-пермяцким орнаментом. Такой формат в университетской среде Перми был реализован впервые.
Над спектаклем работали студенты Творческого факультета и молодёжный театр танца «Shake Dance Group». Они перенесли на сцену древний сюжет о двух братьях-демиургах, чьё соперничество привело к возникновению солнца, луны и миропорядка. Миф был переосмыслен через пластику, свет и мультимедиа, что позволило передать идеи противостояния и гармонии, заложенные в коми-пермяцком фольклоре.
Спектакль создали режиссёры Ольга Иванова и Евгений Сараев. В процессе подготовки команда не раз обращалась к мифологии Коми-Пермяцкого округа. Среди исполнителей оказались студенты с коми-пермяцкими корнями, что придало работе особое эмоциональное звучание и подчеркнуло личную связь актеров со своими корнями.
«Главной целью было объединить работу всех участников в одном творческом продукте и приурочить его к 100-летию Коми-Пермяцкого округа. Мы изучали разные мифы, искали истории, и именно легенда о рождении мира зацепила нас своей силой», — рассказала Ольга Иванова.
По словам режиссёров, команда стремилась вывести студенческую работу на новый технический уровень: участники создавали костюмы, музыку, видеофоны и осваивали световые и мультимедийные технологии, с которыми раньше не работали.
«Развитие креативных индустрий – приоритет Пермского края. Мы уже третий год развиваем Творческий факультет, чтобы студенты могли предложить идеи, доработать их и реализовать. В год 100-летия Коми-Пермяцкого округа мы особенно внимательно подошли к тому, как традиционная культура может быть переосмыслена через современные технологии», — рассказала проректор по молодежной политике и внеучебной работе ПГНИУ Ольга Мещерякова отметила значимость проекта для региона.
Напомним, в 2025 году Коми-Пермяцкий округ отмечает 100 лет со дня своего образования. Этот год объявлен Годом коми-пермяцкого языка, и праздничные мероприятия стали частью масштабной культурной программы. Дирекция юбилейных событий — Пермский дом народного творчества «Губерния».