В октябре пермяки подключились к общероссийскому проекту «На работу на велосипеде». Весной следующего года они хотят провести в городе масштабную акцию, а сейчас собирают истории о горожанах, которые предпочитают ездить по делам на этом транспорте.
Казалось бы, приближение холодов — не лучше время для популяризации велосипедного движения, куда логичнее было бы рассказывать об этом летом. Но зима, напротив, даёт поклонникам двухколёсных «коней» все карты в руки: на них удобнее ездить по снежным тротуарам, скользкий лёд несёт велосипедистам меньше угрозы, чем пешеходам, а дождь не помешает в поездке.
Активист пермского движения «На работу на велосипеде» Надежда Баглей рассказала ТЕКСТУ, как передвигаться на этом транспорте по городу в любую погоду.
Почему лыжник велосипедисту брат
Экипировка велосипедиста в холодное время года похожа на экипировку любителя горных лыж. Зимой велосипедисту обязательно нужны горнолыжные перчатки, некоторые надевают специальные муфты на руль.Из обуви лучше выбирать сапоги или высокие ботинки. Обязательно нужна горнолыжная маска, шарф, шапка и желательно шлем. Дополнительно можно утеплить колени.
Надежда Баглей рассказывает, что очень важно не перестараться и надевать только то, что действительно необходимо. Одежду она выбирает на сезон легче, чтобы не перегреться: в дороге могут попасться крутые подъёмы, на которых придётся хорошенько поработать ногами.
В жаркое время лучше надевать лёгкую, проветриваемую одежду и не брать рюкзак— так спина не будет перегреваться. Для вещей можно установить на велосипед корзинку впереди или багажник сзади.
Заранее нужно продумывать, как переодеться после поездки на работе. Надежда Баглей зимой в офисе просто снимает лишнюю одежду. Гораздо хуже, по её словам, ехать на работу под дождём: верхняя одежда становится грязной, её приходится вешать отдельно от всей другой, но к вечеру она уже почти сухая.
Важный атрибут велосипедиста — налобный фонарь. В тёмное время он помогает осветить неровности на дороге. Зимой, когда темнеет рано, а рассветает поздно, поездка на работу и обратно всегда приходится на тёмное время суток.
Зимой велосипеды крадут реже
Одна из сложностей, с которыми сталкиваются городские велосипедисты — кражи двухколёсных «коней». Многие торговые и офисные центры стали выставлять перед входом металлические конструкции, к которым можно пристегнуть велосипед замком. Но и с таких парковок их воруют.
Велосипедисты, которые часто выезжают в город по делам, уже знают об этом. Надежда Баглей, например, для постоянной езды покупает велосипеды не премиум класса, а более дешёвые. Примерно за год их приобретение окупается за счёт экономии на бензине, за который пришлось бы платить при поездках по городу на автомобиле.
Зимой, говорит Надежда, велосипеды практически не воруют, поэтому можно пристёгивать их почти где угодно. А вот прошлой весной два велосипеда у неё украли прямо перед её домом.
Где пешеход не пройдёт — велосипедист проедет
Большинство велосипедистов передвигается по Перми по тротуарам, а не вдоль проезжей части. Специально выделенных для велосипедного движения линий вдоль дорог практически нет. Те, кто ездят на этом двухколёсном транспорте постоянно, уже знают тропинки, которые могут провести к нужному месту коротким путём.
В целом зимой по городу ездить лучше, чем осенью или ранней весной:тротуары становятся чище, сглаживаются бордюры. Конечно, по снежной каше ездить сложно, но и в такое время многие велосипедисты не оставляют своих двухколёсных «коней» дома. И даже в гололёд на велосипеде ездить гораздо легче, чем ходить пешком. Главное на гладком льду — резко не поворачивать и не тормозить.
У велосипедистов в городе своя сеть тропинок
Надежда Баглей рассказывает, что после работы она часто ездит по бульварам и тропинкам в долинах рек. Но только если в это время ещё светло: на извилистых тропках в темноте легко наткнуться на препятствие даже с ярким фонарём на лбу.
Этой зимой активисты велосипедного сообщества хотят увеличить число троп и связать их между собой в длинные интересные маршруты, подходящие для бегунов, поклонников скандинавской ходьбы, лыжников и велосипедистов. Для этого они подключают к работе владельцев снегоходов: те прокладывают по рыхлому снегу первый путь.
Отличные тропинки зимой и летом уже есть вдоль Данилихи. От улицы Васильева до Стахановской много переходов через эту реку и дорожек на разных уровнях вдоль неё. Они уходят под Чкаловский мост и дальше — на улицу Мильчакова и шоссе Космонавтов, но уже не у реки, а дворами. Вдоль Егошихи через кладбище есть прямая дорожка от Разгуляя на улицы Тихую и Революции.
Пермское велосипедное сообщество продвигает проект «100 километров зелёных берегов» — активисты создают дорожки вдоль берегов всех пермских рек, включая Каму, с двух сторон с удобными спусками от жилых массивов. Для этого они сотрудничают с общественными проектами у малых рек. Уже есть и общая
карта доступности. Присоединиться к работе могут все желающие, протоптав зимой удобную дорожку к своей ближайшей малой реке.
Все пути через долины, которые могут сократить дорогу, активисты отмечают на карте «Малые реки Перми». На неё сейчас заносят слои«Велосипедное движение» и «Карта зелёных берегов».
Летом протоптанные дорожки активисты хотят отсыпать и провести к ним освещение. Тут они надеются на поддержку городского управления благоустройства.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).