Пермская филармония представляет: вечер камерной музыки (абонемент «Юбилейный»). Концерт прославленного Квартета имени Давида Ойстраха состоится при поддержке министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
Уникальный ансамбль объединил в своем составе ярких молодых российских солистов, добившихся мирового признания. Почетное право носить имя выдающегося скрипача XX века Квартет получил в 2012 году, благодаря своим творческим достижениям, а также поддержке и решению семьи Давида Ойстраха. Концерты Квартета с неизменным успехом проходят в лучших залах России, Европы, Азии и Америки.
Музыканты играют на инструментах итальянских мастеров XVIII и XIX веков.
Каждый из музыкантов квартета имени Давида Ойстраха – блестящий виртуоз и оригинальная творческая личность.
Первая скрипка Квартета – Андрей Баранов в 2012 году одержал блистательную победу в престижном всемирном состязании - Международном конкурсе имени Королевы Елизаветы, повторив триумф самого Давида Ойстраха. Вторая скрипка – Родион Петров, лауреат международных конкурсов имени Н. Паганини в Генуе и в Москве. Партию альта в Квартете исполняет Федор Белугин – лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных. Виолончелист Квартета – Алексей Жилин, лауреат международных конкурсов, солист Санкт-Петербургского Дома музыки, регулярно выступает с ведущими симфоническими и камерными оркестрами России.
Программу откроет Струнный квартет № 8 ми минор, соч. 59 № 2 (1808) Людвига вана Бетховена.
… Ночь раздумий в Баденской долине вдохновила Бетховена на создание возвышенного Adagio из Восьмого квартета. Поэт созерцает небосвод и размышляет о гармонии небесных светил. Звездное небо приводит его в восторженное состояние; мы ощущаем излияние души, в уединении открывшейся самой себе, среди причудливых теней; одно настроение сменяется другим — скорбное, сосредоточенное, тревожное, ясное; мелодия развертывается с непрерывностью медлительного движения облаков, то пронзительно звучащая, словно вопль, то столь же нежная, как мольба. Техника стушевывается, чтобы все отдать во власть мечты, фантазии, тайны.
Второй квартет op. 59 по характеру существенно отличается от своего «старшего брата» — квартета № 7. Более всего не похожи друг на друга их первые части. Если в квартете № 7 преобладало спокойное радостное настроение, то здесь чувствуется протест, с трудом сдерживаемый гнев, борьба против враждебных сил судьбы. Никем раньше, а пожалуй, и позже не было написано для квартета что-либо более пламенное. То, что в Prestissimo квартета ор. 18 № 4 только предчувствовалось, здесь слышится в самом ярком и блестящем виде.
Завершит первое отделение концерта Струнный квартет № 10 Ля-бемоль мажор, соч. 118 (1964) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, посвящённый другу, композитору Мечиславу Вайнбергу. Он был закончен в июле 1964 года в Дилижане (Армения). Четырёхчастный квартет, составленный на резких контрастах, типичен для Шостаковича той поры: апатичная и нерешительная интродукция (Andante) сменяется буквально яростным (furioso, как обозначил сам композитор) Allegretto. За ним следует Adagio в форме вариаций на лирическую тему для виолончели, и финал с его главной темой.
Откроет второе отделение Струнный квартет № 1 Ре мажор, соч. 11 (1871) Петра Ильича Чайковского - подлинный итог творческих исканий композитора в области камерно-инструментальной музыки.
Первый струнный квартет D-dur opus 11 написан и инструментован в феврале 1871 года в Москве для исполнения на авторском концерте в Московской консерватории. Квартет впервые был исполнен 16 (28) марта Фердинандом Лаубом и Людвигом Минкусом (скрипки), И. Прянишниковым (альт) и Вильгельмом Фитценхагеном (виолончель). Через год квартет прозвучал в Петербурге, где, по словам композитора, «произвел фурор». Концерт посвящён учёному и педагогу С.А. Рачинскому, первому русскому переводчику трудов Ч. Дарвина. Также исполнялся в Бостоне, Лейпциге, Риме.
Наибольшей любовью исполнителей и публики пользовалась медленная часть – andante cantabile («идти шагом» - итал.) Чайковский даже переживал, что эта часть своей популярностью заслоняет другие его сочинения, однако охотно включал его оркестровое переложение в программы концертов, на которых выступал в качестве дирижера.
В финале вечера - «Румынские танцы» (сюита из 6 фортепианных пьес, 1915) Белы Бартока в переложении для струнного квартета А. Шишлова, сочиненных в 1915 году и посвященных Иону Бушиция, собирателю румынского фольклора. Сам композитор не включал это произведение в основной перечень своих оригинальных произведений. Впоследствии он переложил его для инструментального ансамбля (оркестра) в 1917 году.
В основе сюиты подлинные румынские мелодии из Трансильвании, первоначально исполнявшиеся на скрипке или пастушеской флейте (шестой танец основан на двух мелодиях).
Первоначальное название — Румынские народные танцы из Венгрии, но позже оно было изменено Бартоком, когда Трансильвания была присоединена к Румынии в 1918 году. По словам самого композитора сюита должна исполняться четыре минуты и три секунды, но большинство исполнителей растягивают исполнение до пяти-шести минут.
Искусствоведы высоко оценивают это сочинение: «Крайняя бережность авторского обращения с фольклором сочетается в них с прозрачностью фортепианного изложения. Здесь отсутствуют виртуозные эффекты — пассажи, фигурации, трудные переброски и скачки или аккордовые наслоения: партия правой руки, чаще всего, ограничивается одноголосным изложением основной фольклорной темы; сопровождение сводится к скромнейшим аккомпанирующим формулам; фактура местами представляет собой очень легкую двухголосную ткань — нередко в высоком звенящем регистре».
В своей интерпретации народных мелодий Барток сохранял мелодию и ритмическую структуру, вводя красочную гармонизацию. Композитор чувствовал себя свободно с выбором темпа и некоторые из быстрых танцев он сделал еще быстрее, а некоторые из медленных мелодий — ещё даже медленнее, подчеркивая индивидуальный характер каждого из них.
На концерте слушатели смогут насладиться звучанием старинных инструментов, игрой профессионалов высшего ранга и прекрасной музыкой. Думается, концерт Квартета имени Давида Ойстраха придётся по вкусу всем.
22 сентября в 19.00. Органный концертный зал. (6+)