Никаких электронных инструментов, только чистый экспромт – шум дождя, куски металла и собственные голоса. Из «проводов» - лишь рекордер для записи. И все это в глубоком и гулком подземелье на глубине 30 метров или в огромной заброшенной цистерне.
Так создает музыку команда пермского проекта
Jagath (18+). «Мы делаем это, чтобы поделиться нашим видением постиндустриального века», - говорят музыканты.
Среди участников группы - Григорий Скворцов, пермский сталкер, исследователь индустриальных пейзажей и фотограф. Музыкант рассказал ТЕКСТу, как заброшенная ТЭЦ может быть концертной площадкой, какие подземные звуки можно услышать в творчестве группы и что отражает музыка Jagath:
Мы начали писать музыку в недостроенном заброшенном коллекторе
Это было 6 лет назад, тогда проект был создан мною и другими пермскими музыкантами. Акустикой заброшенных индустриальных пространств, которых у нас всегда было полно, я интересовался задолго до этого, и всегда что-то записывал.
Но только там, в коллекторе, мы действительно начали играть музыку. Для этого использовали найденные на месте предметы, наши голоса и немного этнических инструментов. Также в ход шли куски металла, кирпичи, телевизор, бутылки и банки, всякий мусор, который валялся в баке.
В первых альбомах еще много всего было - большой джембе, шаманский бубен, диджериду из трубы, варган, звенящие подвешенные предметы «музыка ветра», огромные металлические куски, болты, огнемёты. Использовали и шум дождя, и звуки самолёта, а также движение поездов и мотоциклов по трассе.
Подобных industrial проектов в Перми мало. Знаю, что были ребята, которые писали музыку в заброшенном подвале ВКИУ
Также в Екатеринбурге есть люди, которые играют во всяких туннелях и подземных речках. Помимо коллектора, мы писали музыку и в других местах. Например, в мазутных баках недостроенной ТЭЦ, которая располагалась в Камской долине, и на мертвом заводе «Красный Треугольник» в Санкт-Петербурге.
Места эти были вполне доступны, но сейчас их уже скорее нет - коллектор достроили и запустили, ТЭЦ режут на металл (неужели не нашлось более подходящего применения?), а Красный Треугольник потихоньку разваливается. Постоянного состава у нас нет, есть несколько человек, которым это интересно.
У нас ничего нет, кроме минимума любительского оборудования и найденного мусора
Мы не договариваемся заранее, что конкретно будем делать. Наша музыка не создается в студии, она отражает наше состояние и настроение в момент записи - у большинства из нас нет работы, наши навыки и профессии никому не нужны. У нас вообще ничего нет, кроме минимума любительского оборудования и найденного мусора.
Мы, конечно, вдохновляемся и самими объектами, на которых мы записываемся, экономическим, социальным и культурным «прорывом» последних 20 лет, да и всей постиндустриальной эпохой. Кажется, люди не замечают проходящих десятилетий, не хотят замечать - пора бы им напомнить, хотя нас вряд ли кто услышит.
Нас периодически пытается выгнать охрана
Но гораздо сложнее всё это организовать, записать и снять. Особенно нелегко, если нужно электричество на заброшенном заводе. Для этого приходится брать в прокат сотню метров кабеля - и это помимо туристического рюкзака, полного оборудования, которое надо не потерять впотьмах и не разбить.
Несмотря на сложности, весной мы самостоятельно выпустили
альбом Agni и сингл Prak (18+). На днях выпускаем альбом Devalaya на историческом английском лейбле Cold Spring, который издавал Coil, Genesis P-Orridge, Merzbow и других знаковых исполнителей. Мы долго к этому шли. Также выпускаем альбом Samadhi на сибирском Black Mara в 2021 году. А на московском NEN Records выйдет альбом Inodaya. Надеюсь, что тоже в следующем году.
Я хочу сыграть на уральских заводах НТМК и УЗТМ или хотя бы на пермских заводах Шпагина и Дзержинского
Планирую снять об этом документалку. Сейчас ищу режиссера под это дело, ну или хотя бы хорошего оператора.
Не думаю, что нам удастся договориться официально – говорят, что наша музыка мрачная. Так что мы сделаем это нелегально, как обычно. Хотя мне было бы интересно сыграть на действующем заводе легально, думаю, и музыка была бы другой.
Наши лучшие истории удобно читать в Телеграм >>> Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).