Двухнедельный музыкально-театральный марафон Дягилевского фестиваля в Перми завершается. Точкой уже по традиции станет концерт Фестивального оркестра 30 июня. Специально для этого к коллективу musicAeterna присоединятся 60 выдающихся солистов из лучших европейских оркестров. Будет исполнена Шестая симфония Густава Малера. За дирижерский пульт встанет маэстро Курентзис. 2 июля впервые расширенный фестивальный состав оркестра musicAeterna продолжит Дягилевский фестиваль в Москве — музыканты исполнят симфонию Малера в Большом зале консерватории.
«В отмеченном штампом коммерции искусстве Теодор Курентзис играет с неповторимым стилем, самоотдачей и со смелостью идет на артистический риск», — отметили учредители престижной премии KAIROS, присужденной музыканту в 2016 году. И это отмечают как публика, так и критики.
Маэстро уже признали мастером интерпретации Рихарда Вагнера, тому подтверждение — работа над одной из главных премьер фестиваля RUHRtriennale осенью 2015 года, оперой «Золото Рейна». Логичным продолжением выглядит работа Курентзиса над произведениями Малера: этих двух композиторов исследователи нередко сравнивают, приходя к выводу, что Малер во многом преемник Вагнера: и в способах полифонизации, и в развитии, и даже в оркестровке — расширяет состав оркестра и вводит дополнительные «инструменты» (например, наковальни в Вагнеровском «Золоте Рейна» и молоты в Шестой симфонии Малера).
Один из лучших интерпретаторов малеровской музыки, современник композитора, Биллем Менгельберг писал о Шестой симфонии: «В ней передана потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Малер ответил Менгельбергу: «Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо. Для меня оно очень ценно: ведь это большое утешение — услышать слова подлинного и глубокого понимания...»
Теодор Курентзис, художественный руководитель Дягилевского фестиваля и Пермского театра оперы и балета:
— Этот концерт — аккумулятор для оркестра моей мечты. Малер позволяет собрать вместе весь официальный и «неофициальный» состав musicAeterna, всех тех приглашенных музыкантов, которые приезжают на Дягилевский фестиваль из года в год и часто присоединяются к оркестру в разных проектах.
Малер — один из самых детальных композиторов. Но мне хотелось бы, чтобы каждая мельчайшая деталь превращалась в образы в головах самих музыкантов, и уже из этих образов рождались нужные темпы и динамика. Как раз в этом — стараться управлять СЕРДЦЕМ каждого музыканта в такой огромной массе, не потерять чистоты и ясности этой партитуры за ее масштабом и магией звучания большого оркестра. В этом красота и сложность задачи. В мире, где нет влюбленности, где любовь в большом дефиците, Малер делает большое дело для нас.
В свой юбилей Х Дягилевский фестиваль впервые выйдет за рамки Перми: расширенный фестивальный состав оркестра musicAeterna отправится на гастроли в Москву — 2 июля в Большом зале консерватории артисты исполнят симфонию Малера, одно из крайне редко исполняемых произведений великого австрийского композитора. Так реализуется идея Сергея Дягилева о распространении культуры, а российский фестиваль мирового уровня, созданный в Перми, охватит еще и столицу.
Фестиваль завершается. Впрочем, напомним, его эхо в России услышат в конце лета: с 16 августа в кинотеатрах страны начнутся показы видеоверсии «Травиаты» Теодора Курентзиса и Роберта Уилсона.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.