Сегодня многие педагоги и родители размышляют, будет ли система образования прежней после окончания пандемии. В частности, дело касается будущего у дистанционного обучения. Одни полагают, что «дистанционка» будет использоваться только в экстренных случаях, другие выступают за смешанные формы обучения – традиционные и онлайн.
ТЕКСТ решил узнать, смогут ли пермские школы продолжить опыт дистанционного обучения в будущем и что ждет систему образования после завершения пандемии.
Своим мнением поделились пермские преподаватели:
Иван Печищев, кандидат филологических наук, доцент ПГНИУ
Дистанционное обучение сохранится не только в Перми, но и в России. Во-первых, потому что в школах и ссузах каждую зиму бывает карантин по гриппу, и это будет для многих подходящим вариантом для проведения занятий во время обычного карантина. Что касается в целом системы образования. Помимо всех проблем и стрессов, которые сейчас есть, образование сегодня переживает очень мощную трансформацию, и я бы сказал, даже рывок вперед. Потому что преподаватели, хоть и в авральном режиме, но осваивают цифровые технологии. И в будущем, я уверен, что преподаватели будут использовать их чаще.
Много лет мы с коллегами, которые продвинуты в цифровых технологиях, пропагандировали смешанное обучение и использование цифровых инструментов. Но это не встречало отклика у большинства коллег, потому что все работали, как им было привычно.
Ситуация с коронавирусом вынуждает использовать эти цифровые инструменты, и я думаю, многие коллеги почувствуют в этих инструментах пользу и будут использовать дальше. Это может быть реализовано в модели смешанного обучения, «перевернутого» класса. Я оптимистично настроен, что наша система образования преобразится, станет наиболее цифровой и интересной для учеников и студентов.
Наталья Горбацевич, декан педагогического факультета РИНО ПГНИУ
Дистанционное образование существовало и до карантинных мер. Это связано с огромными площадями нашего Пермского края. Но если раньше обучение с привлечением дистанционных технологий составляло 20-25%, то сейчас все 100. И это большая разница. Там, где было точечно, то сейчас массово. И здесь возникает много проблем. Те, кто раньше заявлялся на дистанционное обучение, имели хороший интернет, нормальные компьютеры, компетенции в IT-технологиях и пр. Сейчас все учителя обязаны подключиться к этой форме работы, вследствие чего возникают вопросы с интернетом, с техникой, не хватает компетенций.
Что в перспективе. Учителя преодолевают барьер страха, работая в интернет-пространстве. Это во-первых. Во-вторых, мы говорим об индивидуализации обучения. В сентябре учителя 10-11 классов переходят на работу по новым стандартам, где во главе угла стоит индивидуализация образования. Основная работа будет проводиться в классе.
Но часто интересы родителей и ребенка нельзя реализовать только в классе. Тогда нужны дистанционные дополнительные консультации, которые помогут ученику в точечном режиме. И в этом направлении «дистанционка» будет работать.
Еще один момент - многие ученики поняли, что дистанционное обучение дает результат и учиться им интереснее, чем в школе. Но другая часть ребят говорит, что они оценили, что такое школа, т.к. им не хватает общения. Таким образом, «дистанционка» в школьном образовании имеет и плюсы и минусы.
Вывод - где индивидуализация, там дистанционное обучение будет работать. Там, где нужна коллективная творческая деятельность, «дистанционка» не даст того результата, который хотелось бы.
Светлана, филолог
Школы уже года три планомерно готовились к работе в таком режиме. Другое дело, что зима подкралась незаметно, как у нас это бывает. Считаю, что обычного привычного сидения за партой по 6-8 часов впредь уже не будет. Через какое-то время, когда проанализируют сегодняшний опыт, будет выдан какой-то гибрид из обучения в школе и он-лайн. Нынешняя ситуация как раз очень хороший вариант все отработать - дети дома, родители по большей части тоже. Интернет работает подозрительно хорошо. Так что не думайте, что пересидите и всё кончится. Тренируйтесь, настраивайтесь так работать дальше.
Учителя поначалу были в панике. Но сейчас все успокоились. Да и детям нравится, они очень быстро делают задания. Даже второклассники освоились и делают сами задания он-лайн. Времени экономится много.
Но есть два «но»: нужно отладить контроль над своевременной сдачей работ и вторая проблема - нужна единая платформа. Сейчас дети вынуждены работать на 3 - 6 сайтах. Это не очень удобно, т.к. ребёнок иногда не успевает ориентироваться.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).