Сегодня б
ольшая часть журналистов радиостанции «Эхо Перми» сообщила о намерении покинуть компанию. По подсчетам бывшего главреда «Эха» Анастасии Сечиной, в редакции остается лишь четверо из одиннадцати журналистов. Как можно понять из записей в социальных сетях, сама Сечина была не согласна с желанием руководства ставить в эфир материалы, к которым у нее возникли претензии, журналистов же возмутило смещение главного редактора. «Я отказалась ставить в эфир текст, который был, на мой взгляд, неприемлем. В ответ получила приказ шеф-редактора холдинга "Актив-медиа": "Ставь"», - рассказывает Анастасия Сечина.
Массовое увольнение журналистов «Эха» стало большим событием на местном медиа-рынке: их уже сравнивают с бывшей командой Lenta.ru, а руководство «активного» холдинга попало под огонь критики.
Для самого холдинга и его руководителя Тимура Мардера эта ситуация стала первым публичным провалом. В ситуации явной конкуренции двух медийных групп: прогубернаторского «Урал-информ» и «Актив-медиа» (депутата Дмитрия Скриванова) последний явно набирал очки. У Мардера получился эффектный таблоид «В курсе», неплохой сайт, объявлена экспансия в районы. «Урал-информ» же терял кадры и репутацию из-за креатива нынешних руководителей (над куклами вуду не посмеялся только ленивый) и откровений прошлых начальников. Теперь, получается, счетчики обнуляются.
Репутационный ущерб для Тимура Мардера настолько велик, что ему придется изрядно постараться, чтобы его запомнили в Перми не только как «человека, разогнавшего свободное «Эхо».
Как мог Мардер, который производил впечатление одного из самых грамотных и опытных медиа-менеджеров, спровоцировать такую ситуацию? Скорее всего, он недооценил напряжение в редакции от серии последних действий руководства холдинга, в кадровой линейке не оказалось редактора, который имел бы профессиональный вес и репутацию, но был бы договороспособным. Он смог бы снять взаимное напряжение «верхов» и «низов». В итоге, судя по комментариям, шеф холдинга обиделся на журналистов и недоумевает.
В какой-то мере я понимаю, что хотел сделать руководитель «Актив-медиа». Желание влиять на редакционную политику у руководства и владельцев медиа есть всегда. Причем, даже если нет «политики». Есть тональность, объемы внимания к персонам и многие другие вещи, по которым расходятся мнения редакции и начальства. Причем, чем лучше у тебя редакция, тем больше она сопротивляется. Почему не все подобные истории заканчиваются скандалом? Секрет в лояльности журналистов и в восприимчивости начальства, взаимном уважении. Стороны идут на уступки. Все люди субъективны, нужно искать пути взаимного учета интересов.
Возвращаясь к сегодняшней ситуации на «Эхе», стоит отметить, что для самих журналистов это очень серьезное решение. Найти сейчас работу в медиа сложно – кризис в целом и отдельный специфический в отрасли, связанный со сворачиванием свободы слова. Хорошо если у коллег есть «запасные аэродромы». Опыт той же Ленты показывает, что даже в Москве быстро найти достойную работу непросто.
Для всего местного медиа-рынка это в какой-то мере «конец эксперимента» и «конец надежд». В последние годы в медиа инвестировало только государство или «олигархи». Никаких профессиональных медиа-групп и частного бизнеса. Несмотря на это были робкие надежды, что какая-то работа есть, прожить можно. Но сначала прогубернаторский «Урал-информ», а сейчас и депутатский «Актив-медиа», похоже, ушли на темную сторону. Поэтому, возможно, нам стоит научиться жить без глупых надежд.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.