Власти Пермского края не могут найти желающих построить новое здание для Пермской художественной галереи. Конкурс на право строительства был вновь продлен: потенциальные участники могут подать документы до 2 марта. По мнению министра строительства Пермского края Андрея Колмогорова, это даст больше времени для анализа проекта и принятия решения об участии.
Нынешний конкурс — четвёртая попытка найти подрядчика на строительство нового здания галереи. Краевой бюджет готов заплатить подрядчику 4, 225 млрд рублей. Галерею нужно сдать к 300-летию Перми, в 2023 году.
ТЕКСТ спросил у экспертов, почему властям сложно найти подрядчика для строительства здания Пермской художественной галереи.
Андрей Головин, старший преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ, эксперт архитектурного бюро MLA+:
Наверное, <потенциальных участников> не устраивает стоимость <контакта> и высокие риски, связанные с первоначальной ценой. Либо участвовать не позволяет квалификация. А кому позволяет, тех не устраивает цена. Получается, что для коммерческой организации, выполняющей такие подрядные работы, это невыгодно, не эффективно. Они либо технологически не успевают <уложиться в сроки>, либо по цене контракт не устраивает, либо по другим параметрам. Тут весь комплекс рисков.
Бывает такой подход, когда заказчик нанимает инжиниринговую компанию, которая целенаправленно ищет подрядчика или несколько подрядчиков, с ними подробно проговаривает все условия. Это как квалификационный отбор. Когда «снимаются» все риски, которые не видны в тендерной документации, проводится тендер между этими застройщиками, которые отвечают всем требованиям и для которых вся картина будет ясна.
Галерея — нестандартный продукт, который можно объявить на тендере как типовой проект, это не школа, не детский сад. Поэтому процедура тендера должна быть более сложной. Такую сложную, кропотливую работу проводит минстрой. Как правило, за рубежом даже правительства нанимают такие инжиниринговые компании, которые проводят <отбор потенциальных участников>.
Сергей Шамарин, главный архитектор и основатель мастерской «Проект-Пермь»:
Мне трудно судить, поскольку речь идет именно о подрядчике. Он выполняет десятки, если не сотни, видов работ: прокладку водопровода, канализации, системы охраны, пожарной сигнализации, строительство фундамента и подземных сооружений, - чего только нет. Нигде в мире нет системы «генерального подрядчика», контракты заключаются с парой десятков, а не с одним.
Это советская система и она приняла «изуверский» вид госзакупки, где оценивается, прежде всего, цена проекта: чем дешевле, тем лучше, что абсурдно для реализации таких сложных проектов, как строительство здания галереи.
Предыдущий губернатор получил сделать проект московскому бюро SPEECH архитектора Чобана. А дальше происходит странное: выбирают подрядчика, который будет уже разрабатывать рабочие чертежи. Системы слежения, авторского надзора за разработкой чертежей у нас нет на уровне закона. Как это будет делаться, будет ли подрядчик искажать проект и добровольно согласовывать с властями свои искажения, упрощения? Мы не знаем.
Трудно сказать, почему не удается найти подрядчика. Открытой, доступной информации нет. Мы не знаем, какие условия тендера и что повлияло на комиссию в отказе. А может быть, это ход для того, чтобы <сказать>: «Третий раз неудача, четвертый раз неудача, ну и не будем больше <пытаться>».
Лилия Ширяева, директор АНО «Союзэкспертиза-Пермь»:
Я не изучала конкурсную документацию, но классически причины всегда стандартные: либо непонятное ТЗ (техзадание, - прим. ред.), либо срок выполнения работ не соответствует возможностям потенциальных подрядчиков, либо сумма <контракта> слишком низкая.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ