Юлия Сунцева четыре года назад создала в Перми бренд Rasena. Одежду и украшения её компания выпускает в сотрудничестве преимущественно с пермскими производителями, а показывает и продаёт — на подиумах и в шоурумах Милана и Парижа. Дизайнер говорит, что шить одежду в родном городе — дорогое удовольствие, но переносить производство не собирается.
Юлия рассказала ТЕКСТу, как в пермских условиях ей удалось создать бренд, получивший признание в мировых столицах моды.
От детских рисунков до своего бренда
Я всегда была творческим человеком. В садике рисовала работы для выставок, танцевала, пела. С пяти лет занималась хореографией. Читала мамины журналы мод, рисовала одежду для кукол и шила им. Как стала постарше, по телевидению смотрела показы. Модели 1990-х годов оставили у меня самые яркие воспоминания, и многие модельеры и даже определённые одежды до сих пор для меня эталонны.
В мире моды я уже 20 лет. С 17 по 22 лет работала моделью. Дважды была лучшей на фестивале «Бриллиантовая булавка». В это же время я училась в пермском «Политехе» на специальности «связи с общественностью» со знанием иностранных языков, а потом в Институте повышения квалификации получила ещё два образования: «экономика и управление» и диплом МВА.
И вот однажды все мои интересы и знания сошлись в одной точке. В 2014 году я решила организовать свою компанию и сразу зарегистрировать бренд Rasena в сфере лёгкой промышленности и смежных областей.
Глупо предлагать синий, когда в тренде — фиолетовый
Начинать всегда волнительно, какие-то процессы и этапы проходились и проходятся тяжело, а какие-то — с необычайной лёгкостью и безграничной энергией. Самым трудным, пожалуй, было выпустить первую коммерческую коллекцию. С одной стороны, она должна сразу соответствовать главной идее дизайнера, быть максимально творческой и индивидуальной, качественной. С другой стороны, — учитывать современные тренды и интересы общества или целевой аудитории, чтобы в кратчайшие сроки всё купили.
Теперь такое со мной происходит минимум каждые полгода. И всё как в первый раз. Но с каждым выпуском коллекции всё лучше и лучше.
При выборе стиля для своего бренда я действовала скорее как маркетолог. Проанализировала рынок и увидела, что практически всё, за что можно было бы взяться, уже использовано. Делать какие-то концептуальные, объёмные вещи — немного не по мне. Для меня важно, чтобы в одежде читалась женская энергия.
И я выбрала модерн, стиль арт-нуво. Никто в этом стиле не работает. И я рискнула. Я не делаю совсем уж театральные вещи, но использую этот стиль как какой-то элемент, тон.
Когда я творю, то максимально закрываюсь от мира, а потом, когда творческий этап завершён, чётко работаю на тренды и моменты, которых требует общество. Глупо предлагать синий цвет, когда в тренде фиолетовый — все будут покупать его. Мне удалось соблюсти грань, когда максимально работаешь творчески, но понимаешь, как ты свой замысел можешь осуществить на практике.
Как творческий человек я очень люблю делать коллаборации с художниками, фотографами, видеографами, стилистами, музыкантами и другими деятелями искусства. В Европе меня часто спрашивают: «Что у вас за город такой, что в нём работают такие крутые люди и делают такие крутые вещи?».
Производство в Перми — дорогое удовольствие
В основном мы работаем с пермскими производственниками, а это — дорогое удовольствие. Себестоимость простой футболки из хлопка, сшитой в Перми — 590 рублей. Сшить её в странах Азии стоило бы раз в пять раз дешевле. Но я адекватный патриот страны и родного города в частности. Считаю, где родился — там и пригодился. В любом городе, стране да и планете есть плюсы и минусы.
В Перми мы сотрудничаем с производственной компанией спортивного профиля «ДАР», кожгалантерейной компанией «Эль-Маста», уральским производителем серебряных украшений «Сереброника». Сейчас ведутся переговоры ещё с двумя компаниями.
Система ценообразования и дистрибьюции для меня — очень важная составляющая. Приходится маневрировать между маркетинговым позиционированием премиум-класса и покупательской способностью и активностью нашего региона, а они достаточно низкие.
Стартовый капитал нашей компании был небольшим, мы распределили его на авторскую регистрацию бренда, закупку базового оборудования, аренду и материалы, зарплату. Я за долгосрочные инвестиционные проекты и слоу-фэшн. Поэтому точка безубыточности для нас — ещё через два года, с учётом мирового финансового кризиса.
Лёгкая промышленность в России в принципе пока — не очень рентабельный и достаточно рискованный бизнес , но моё мнение, что тенденция может измениться в лучшую сторону. Да, есть мировое перепотребление, но есть также технический прогресс в производстве и переработке, есть смещение к осознанности совершения покупок, есть социальная и экологическая ответственность.
Я люблю нашу природу и животных, поэтому решила ввести в производство эко-линейку. Для неё используются натуральные ткани, в том числе из крапивы, конопли, и другие натуральные материалы с идеологическим акцентом на экологию и переработку. На этой одежде будут мои любимые этикетки из бумаги с семенами растений и цветов, их можно осознанно посадить в землю или пассивно довериться условиям влажности зон свалок. И сделать мир прекрасней.
Как пермскому дизайнеру попасть в Милан и Париж
Создавая свой бренд я сразу ставила перед собой цель: сделать компанию конкурентоспособной и рентабельной на региональном, российском и мировом уровнях. Я не стремилась получать образование в лёгкой промышленности и участвовать только в российских выставках. Сразу ориентировалась на весь мир. Считаю, что Россия — сильная страна, и нам есть что показать.
Для участия я выбирала иностранные площадки и фестивали. И когда мы с Rasena впервые участвовали в выставке Eye on Fashion в 2016 году в Милане, на нас обратили внимание IT-персоны и баеры. Один из баеров сделала нам предложение выставить несколько вещей в её шоуруме, и реакция была хорошей. Теперь предколлекцию каждого сезона мы отвозим на обзор в Милан, там сейчас есть два шоурума, представляющие наши интересы.
Собственного шоурума у нас в Италии пока нет: конкуренция в мировом фэшнбизнесе масштабнее, поэтому всё постепенно. Зато есть в Перми: RasenA Concept Store, на ул. Советской 3. Там представлены все коллекции и изделия партнёров.
Ежегодно я и мои единомышленники ездим на недели моды в Милан, что позволяет и других посмотреть, и себя показать, завести партнёрские знакомства и получить перспективы и протеже в мире моды. В Италии проходит очень много выставок моды, для дизайнеров там невероятные возможности!
Наша коллекция представлена ещё и в Париже. Как это стало возможным? Осенью прошлого года друзья позвали меня принять участие в фестивале славянской моды Fil Rouge в Париже. Это стоит от 400 до 1100 евро, цены не такие уж огромные. Плюс транспорт и проживание. Я решила участвовать и взяла призовое место. Агентство Poulain et Proust выбрало нас в числе восьми брендов, чтобы представлять в Париже в течение шести месяцев.
Все мои девичьи мечты с прошествием времени лишь укрепились. Я поняла, что самое главное — верить в себя и себе. И иметь хорошую команду единомышленников и партнёров. Производственные вопросы отрабатываются опытным временем и повышением квалификации, творческие — расширением границ сознания и восприятия, а финансовые — холодным расчётом.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).