Застать Эдуарда Копысова в Перми непросто: он живёт то в Милане, то в Лондоне, то в Нью-Йорке, то в Лос-Анджелесе. Он был одним из самых известных фотографов города, но шесть лет назад решил прекратить съёмки и посвятить время обучению, хотя зарабатывал по 700 тысяч рублей в месяц. Сейчас за его плечами — магистратура в одной из лучших школ визуального искусства в мире, съёмки для Calvin Klein и курс режиссуры в Голливуде.
Неожиданно творческий путь повернулся так, что Эдуард Копысов снова оказался в Перми: преподаватели отправили его на родину для съёмок полнометражного фильма. В феврале он выступил с лекцией на вставке «Арт-Пермь», где рассказал, как ему удалось стать фотографом, с которым хотят работать мировые бренды, и дал советы начинающим пермским коллегам.
Я мог бы купить несколько квартир, но вложил деньги в образование
Любая личность, в том числе фотографа строится на сетке нейронных связей, полученных в молодости. От полученного опыта зависит то, какой будет ваша фотография. Очень долго я был музыкантом. Учился в Перми на филфаке, защищал диплом по интеллектуальной прозе. И все мои навыки пригодились в фотографии. Они позволяют мне разрабатывать сложные проекты под клиентов в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.
Я активно работал в Перми: у меня была своя студия, школа и постоянные съёмки. Но после учёбы в Милане на фэшн фотографа, в 2012 году, я решил прекратить оказывать услуги в Перми. У меня было по 18 пропущенных звонков в день: люди хотели узнать, почему я больше не работаю. Тогда я зарабатывал по 700 тысяч рублей в сезонные месяцы, снимал для календарей,портфолио, работал на свадьбах... Но после того, что я увидел в Милане, я не смог больше всем этим заниматься.
Решил создать свой журнал, чтобы хоть как-то компенсировать свои творческие внутренние метания. Восемь месяцев я был издателем журнала Trend, на обложке которого публиковались фото Эвелины Хромченко и других известных людей России. Но спустя год я продал его в Москву. Получил, что хотел: знакомство с селебрити и опыт работы с большими организациями. И уехал в Нью-Йорк.
Полгода готовил документы и сдавал экзамены и выбрал самую лучшую в мире школу — как Гарвард для всех, кто занимается визуальным искусством: School of Visual Arts (SVA). Это лучшие инвестиции, которые я сделал. Я мог бы купить несколько квартир в Перми, но я вложил деньги в образование.
Моими преподавателями стали Марио Сорренти, Гордон вон Стейнер, Тим Уолкер. Каждую пятницу мы встречались с селебрити, общались с главными редакторами Vogue и New Yorker в Нью-Йорке, топ-моделями с миллионами подписчиков, владельцами модельных агентств, лучшими видео- и фотооператорами.
После этого быть «просто пермяком» или «просто москвичом», или «просто лондонцем» не получается. Ты становишься космополитом, человеком мира, и пути назад нет.
Если вы просто хорошо фотографируете — вы как все
Во время учёбы в Нью-Йорке я проводил в нашей библиотеке месяцы, изучая всё: от слайдов до книг по киномонтажу. Я посетил все выставки, которые нашёл, в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Всё это откладывается в моей голове и формирует мой контент как фотографа.
В школе собрались лучшие представители своих стран. И нас не учили фотографии. Нас переучивали снимать, учили быть артистами с уникальным видением, которое можно продавать очень дорого. Так же дорого, как стоит одежда брендов, которые захотят потом с тобой работать.
Если вы просто хорошо фотографируете — вы как все. Вы не будете зарабатывать, вы будете просто выживать. Если же ваш стиль никто не повторяет и Гордон вон Стейнер спрашивает: «Как ты это сделал?», вами заинтересуются бренды, которые продают вещи такие же дорогие и эксклюзивные, как ваше фото. Дорогие бренды хотят уникальный контент.
В Нью-Йорке я собрал свою первую команду, и мы провели съёмки за $2000 для бренда одежды Janique. В этой работе самой одежды практически не видно, зато есть атмосфера, настроение. На высоком уровне продаётся стиль жизни, а не одежда.
Потом были съёмки для брендов с одеждой Chloe, Calvin Klein и других, выставка на Манхеттене... И в этот момент я понял, что мне больше не интересно заниматься фотографией, и улетел в Голливуд,в «Парамаунт», выучился на режиссёра и продюсера у учителя Тарантино, Нолана, Ричи, Смита...
И как ни странно, меня отправили снимать свою первую полнометражку в Пермь, чтобы получить правильную категорию на фестивалях. Потому что экзотическая локация, экзотический режиссёр — это украшение «Санденса», фестивалей в Каннах, Торонто и других. Так что сейчас я снимаю в Перми.
Уже больше восьми лет здесь работает мой институт фотографии, мы выпустили более 1600 учеников. Но рано или поздно (скорее рано) всё обучение перейдёт в онлайн формат и будет переведено на другие языки. Слишком много я трачу энергии на один город, растрачиваю свой потенциал, в то время как могу снимать кино.
Не важно, что изображено на ваших фотографиях, важно, чтобы это не походило на чужое
У русских — комплексы малых народностей, так говорят о нас американцы. И мне неприятно, что ко мне до сих пор относятся так. Речь о массовом копировании западного рынка, не только в фото — в музыке, кино и многом другом. Русские считают, что это круто: я могу так же, как европеец. Никаких так же, не дай бог!
Главное, чего от фотографа хотят сейчас — это интерпретация мира посредством изображения. Ваша личная интерпретация. Если у вас нет своего мнения, у вас не будет выставок в галереях, вы утонете в конкуренции одинакового рынка. Я транслирую не свою позицию, а позицию индустрии Нью-Йорка. Если вы в Перми не снимаете видео параллельно с фото, вы потеряете актуальность через пару лет, а в Нью-Йорке вы потеряли её в 2009 году.
Сейчас столько фотографов, что если у вас нет уникального предложения, вы не выживете. Не важно, что изображено на ваших фотографиях, важно, чтобы это не походило на другое, чужое. Пересвет заваленный горизонт, шум — понятия, которые не существуют на высоком уровне фотографии. Там это фишки, которые своим талантом продают фотографы.
Когда я ещё оказывал услуги фотографа в Перми, меня часто спрашивали: «А почему у вас в студии только три фона и один стул?». А я удивлялся и отвечал, что я не фоны фотографирую, и не стулья, а людей. В Нью-Йорке нам прямо запрещали снимать в студии, хотя они были на каждом этаже. Да, в Перми климат не такой располагающий. Ходите по квартирам! История, снятая в квартире, при талантливой подаче гораздо лучше. Конечно, в своей студии вам спокойнее. Поэтому выход из неё — это встреча со своими страхами.
И никогда не сравнивайте себя в другими. Вы не хуже и не лучше. Сравнивайте себя только с собой вчерашним. Никакой конкуренции не существует. Да, вам будет непросто. Вас постоянно будут спрашивать: «А видел, что Вася выложил»?. Промолчите, чтобы собеседник не развивал тему. А со временем вы сможете отвечать: «Круто!» — и улыбаться, поскольку ничего нет, кроме нового, уникального тебя.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).