Районные прокуратуры Перми, отвечая на вопросы пермяков, разъяснили несколько актуальных вопросов.
Какие права в сфере жилищно-коммунального хозяйства регламентированы действующим законодательством для семей, имеющих детей-инвалидов?
Прокуратура Орджоникидзевского района г. Перми: Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены жилищные права детей инвалидов.
Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.
Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.
Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Предусмотрена ли административная ответственность управляющей компании за не рассмотрение либо ненадлежащее рассмотрение обращения?
Прокуратура Свердловского района Перми: Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Управляющая организация публично значимые функции не осуществляет, государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом не является.
Следовательно, управляющая организация не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Однако статьей 5.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, если управляющая компания отказывает в предоставлении информации, обязанность предоставления которой предусмотрена федеральными законами, либо предоставило такую информацию несвоевременно либо предоставило заведомо недостоверную информацию, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.
Я взыскал с управляющей компании денежные средства. Могу ли я предъявить исполнительный лист непосредственно в банковское учреждение?
Прокуратура Свердловского района Перми: В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Процедура предъявления исполнительного листа в банк должника определена п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.
Положением Центрального Банка Российской Федерации «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями» от 10.04.2006 № 285-П установлен порядок приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями (юридическими и физическими лицами) непосредственно в банки, в которых открыты банковские счета должников.
Таким образом, если Вы знаете, в каком банке у должника есть активный счет исполнительный документ из суда может быть предъявлен в банк. Исполнение решения суда в этом случае происходит без участия судебных приставов.
Какие требования должны быть предъявлены к проведению официальных спортивных мероприятий с участием несовершеннолетних ?
Прокуратура Орджоникидзевского района г. Перми: Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Статьей 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определено, что официальными физкультурными и спортивными мероприятиями являются физкультурные и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При проведении официальных спортивных соревнований, в том числе с участием несовершеннолетних, должна обеспечиваться их безопасность.
Порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований и собственниками (пользователями) объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований установлены Правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 353.
Указанные Правила определяют требования к обеспечению безопасности места проведения соревнований, права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта и организатора соревнований по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
В частности, организатор соревнования обязан:
— уведомлять соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке проведения соревнований;
— организовывать взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;
— разрабатывать и утверждать план мероприятий в срок не позднее 10 дней до начала соревнований;
— принимать меры по соблюдению правил противопожарного режима;
— информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения;
обеспечивать зрителям и участникам соревнований в случае необходимости оказание первой помощи и организовывать оказание скорой медицинской помощи и др. обязанности.
Кроме того, соревнования не проводятся: в местах и помещениях, не отвечающих требованиям, установленным настоящими Правилами; в полосах отвода газо-, нефте- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; на объектах транспортного комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах, при отсутствии решения о временных ограничениях или прекращении движения на них транспортных средств, принятого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при отсутствии организации альтернативных маршрутов движения транспортных средств и информирования о принятом решении участников дорожного движения; в пограничных зонах, если отсутствует специальное разрешение пограничных органов федеральной службы безопасности.
За нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 20.32. КоАП РФ.
Какие условия необходимо соблюдать при подтверждении права на получение пенсии по случаю потери кормильца?
Прокуратура Орджоникидзевского района г. Перми: Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения устанавливаются Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ)
Статьей 2 Закона № 166-ФЗ предусмотрена выплата пенсии по случаю потери кормильца как пенсии по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячной государственной денежной выплате, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 166-ФЗ, и которая предоставляется в случае потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
В соответствии со ст. 13 Закона № 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу п. 15 ст. 2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Подпунктами 2 и 3 п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 273-ФЗ определено, что к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: учащиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования; студенты, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше правовых норм, определяющим условием подтверждения права на получение указанной пенсии является не сохранение в целом статуса учащегося по предусмотренным законом причинам, а именно фактическое обучение в учебном заведении для возможности получать материальную поддержку от государства. Изложенное подтверждено сложившейся судебной практикой.
Минтрудом России утвержден примерный перечень мероприятий по снижению травматизма на производстве
Прокуратура Орджоникидзевского района г. Перми: Приказом Минтруда России от 12.02.2018 № 71 утвержден примерный ведомственный план мероприятий по снижению производственного травматизма.
План мероприятий предназначен для использования федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке ведомственных планов по снижению производственного травматизма.
Согласно приказу в подлежащие разработке планы включаются мероприятия по 5 направлениям:
- по анализу производственного травматизма;
- по совершенствованию нормативных правовых актов в целях снижения производственного травматизмам;
- по обеспечению кадрового потенциала и повышению компетенций руководителей организаций отрасли, специалистов служб охраны труда, специалистов по охране труда, специалистов инженерно-технических служб;
- по снижению числа несчастных случаев со смертельным исходом в конкретных организациях отрасли;
- по информированию работодателей и работников отрасли, пропаганде безопасного труда.
Устанавливается, что ведомственные планы мероприятий по снижению производственного травматизма должны быть согласованы с Минтрудом России до 17 мая 2018 года.
Какова подсудность трудовых споров?
Прокуратура Орджоникидзевского района г. Перми: В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
Федеральным законом от 03.07. 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда», вступившим в законную силу с 03.10. 2016 г., статья 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнена частью 6.3, согласно которой иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Частью 9 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 272-ФЗ установлено, что иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, иск, связанный с восстановлением нарушенных трудовых прав, может быть подан в суд как по месту жительства (регистрации) работника, так и по месту исполнения обязанностей по трудовому договору.
Имеющиеся в трудовом договоре условия, ограничивающие право работника на предъявление иска о защите трудовых прав, в том числе по месту своего жительства, применению не подлежат.