На «Флаэртиане-2015» показали программу KIDS&DOCS – коллекцию фильмов о подростках крупнейшего фестиваля доккино IDFA (Амстердам). После просмотра авторы некоторых работ ответили на вопросы зрителей.
Один из фильмов, который обсуждали дольше всего, - «Йохан» голландского режиссера Сьерда Никампа. Действие происходит в малознакомой российской аудитории обстановке скаутского лагеря. Но многих в зале не оставила равнодушными проблема, как найти себя в обществе, не остаться одиноким. «Не нужно быть скаутом, чтобы понять главного героя», - объяснил Съерд.
Я делал все, пока он не сказал мне: «Да, мы сделаем это!»
«Это не первая моя лента о скаутах, - продолжил режиссер. – Интерес к этой теме появился, когда я учился в Киношколе Амстердама. Нас учили делать картины для детей так, чтобы не было скучно. Один из главных принципов здесь — не заскучать самому, а для этого на разных стадиях нужно что-то пробовать: выбрать необычную тему, добавить музыкальных или световых эффектов, развернуть повествование в неожиданную сторону. В то время я периодически ходил со своими друзьями-скаутами в походы, мне показалось любопытным, что ребят учат не столько навыкам выживания, сколько тому, как вести себя в группе. Оставалось найти героя. Надо сказать, мне больше нравятся персонажи нелегендарного склада, поэтому когда я познакомился с Йоханом (он был еще младше и забавнее, чем сейчас), поиски сразу прекратились».
В картине много и того, что не совсем понятно российскому зрителю. Столкновение близкого и постороннего, пожалуй, и стало причиной оживленной беседы автора и зала. Много вопросов вызвали нетипичные для нас способы борьбы со страхом. Ключевой момент сюжета — обряд посвящения. После жестокого розыгрыша (вожатые украли флаг и заставили всех подозревать в краже главного героя) мальчик оказывается сначала еще большим изгоем. Затем, когда вожатые признаются в шутке, он превращается если не душу компании, то хотя бы в часть этой компании.
Сьерд поддержал педагогов. По его мнению, накал страстей был необходим для подростка: «Обычно инициации у скаутов гораздо более суровые. Это довольно странный отряд — они ленились, ничего особо не делали, когда шел дождь — вообще не выходили из палаток. Я был разочарован! Мне нужно было расшевелить ребенка, а в такой вялой ситуации - это практически невозможно. Ведь каких трудов стоило уговорить Йохана согласиться идти в поход! Мотивационные речи, просмотр «Рембо», комиксы о бесстрашных супергероях — я делал все, пока он не сказал мне: «Да, мы сделаем это!». Получалось, что все зря... Нужно было, чтобы мальчик сломался и начал выстраивать отношения с другими, не оглядываясь на родителей, не используя «смски» и звонки в качестве щита.
Я думаю, фильм помог ребенку в преодолении барьера между собой и окружающими. По крайней мере, на какое-то время. Сейчас он пошел в старшую школу, ему опять стало сложно, но это уже другая история».
«Мой дорогой долбаный телефон»
Если для Йохана телефон в руках — попытка отстраниться от внешнего мира, то для следующей героини — это средство хоть как-то присутствовать в коллективе. Клаудии — персонажу фильма «Мой дорогой долбаный телефон» — непросто дается общение с одноклассниками. Едва ли не единственное средство связи — смартфон.
О причинах, по которым люди при изобилии средств коммуникации начинают чувствовать себя одинокими, рассказала режиссер ленты Эйф Хилгерс: «Как-то так случилось, что я сразу начала снимать фильмы о подростках. Хотелось сделать картину, где каждый может узнать себя. Поскольку социальные сети – очень большая часть жизни современных детей, сразу поняла и каких искать героев, и о чем будет кино. Я очень долго ходила по школам, пока однажды не заметила очень скромную девочку, которая сидела на задней парте в стороне от всех... Понятно, почему Клаудия в своих глазах не выдерживает сравнения с одноклассницами. Дело в том, что ее брат серьезно болен, все внимание родители обращают на него. Ее редко хвалят, никто не говорит, как она красива, хотя Клаудия очень симпатичная.
Съемки в фильме меняют людей. Клаудия — не исключение. Когда она увидела готовый материал, стала уверенней в себе. Плюс ко всему, это привлекло к ней внимание, изменило статус в классе. Я рада, что могу как-то помочь людям своей работой.
Не знаю, есть ли такое в России, но в Голландии люди постоянно снимают на камеру и выкладывают в Сеть, когда кто-то ведет себя неправильно, не так, как принято в обществе. Например, человек напился и глупость совершил. И все это видят и комментируют. Люди оказываются знаменитостями, но при этом их увольняют с работы и так далее. Главный вопрос ленты в том, стоит ли оно того? Хотим ли мы жить в обществе, где сами создаем проблемы друг другу. «Косячат» все. И не исключено, что сегодня видео выкладываете вы, а завтра – о вас. Мне интересно показать истории, которые стоят за кадрами этих роликов».
Героя документального фильма пригласили на Олимпийские игры
Для одних интернет — это дополнительный источник проблем, для других — возможность их решения. На просторах глобальной паутины нашли своего отважного героя режиссер Эльс Ван Дриэль и продюсер Саския Велинга. «Наш проект достаточно прост. Все наши фильмы связаны с международной конвенцией по правам ребенка. И мы делаем две вещи: либо берем какую-то тенденцию в мире и начинаем думать, о чем снять картину. Либо –находим совершенно потрясающего персонажа. Например, Габриэля.
Мы хотели сделать что-то о правах ребенка на Кубке мира по футболу. Мальчик выступил против местных властей, которые хотели проложить новую железную дорогу. Много людей должны были переехать. Но Габриэль сказал: «Я не хочу переезжать, потому что тогда потеряю всех своих друзей, семью. Как мы можем это остановить?». Он превратился в лидера, мы встретились с ним на одном из форумов в интернете.
На съемках Габриэль поменялся в лучшую сторону, стал более уверен в себе, почти стал мужчиной. Железную дорогу все-таки провели, но он добился, что проект получился не столь масштабным.
Благодаря фильму «Репортаж Габриэля о Кубке мира» нашего героя пригласили на следующие Олимпийские игры».
Каждая из картин программы KIDS&DOCS рассказывает о вызове, от которого зависит жизнь. Иногда важно бросить его самому себе, чтобы вопреки всему достичь цели. Так юный Джованни — герой фильма «Джованни и водный балет» (реж. Астрид Буссинк) — с легкостью, завидной для любого взрослого, закрывает глаза на насмешки и проявляет недюженную силу духа на пути к своей мечте. Ведь какая разница, кто и что говорил, если ты станешь первым в мире мальчиком на чемпионате по синхронному плаванию?
Можно бросить вызов условиям, мало от тебя зависящим, как это сделал Тристан в ленте «Услышь меня!» (реж. Суляйма Эль Хальди). Упорно не желая признавать, что его глухонемому отцу не под силу тренировать футбольную команду, он все же добивается пробного занятия. На заставке — лучезарно улыбающийся мальчик, доказавший себе и окружающим простую истину — жизнь зависит от того, насколько достойно ты ответишь на вызов.
Евгения Теленкова
Фото: Ильяс Фархутдинов