Встретив Новый год, 2 января репетитор по химии Анастасия Повышева решила снять в ТикТок видеоролик о своем предмете. За сутки ролик просмотрело больше миллиона человек, а на аккаунт пермского репетитора подписались 11 тысяч пользователей ТикТока.
Сегодня
за блогом пермской «училки по химии» следят более 90 тысяч человек со всей страны. Среди них школьники, их родители и обычные пользователи, которым интересна химия.
Анастасия Повышева рассказала ТЕКСТу, может ли ребенок за минуту в ТикТоке освоить материал за весь урок, что сегодня думают о химии взрослые и чем онлайн репетиторство лучше очного:
Первое видео за сутки набрало более миллиона просмотров
Впервые в TикТок я зашла со съедобными букетами, которыми увлеклась еще в «доковидные» времена. Но с букетами у меня не складывалось. Позже я решила набрать онлайн группы по химии. Онлайн обучение хорошо развивалось, дети посидели на дистанте и уже знали, что это такое. 2 января я решаю, что нужно завести «химический» аккаунт в TикToк. Снимаю первое видео о том, почему химия начинается с 8 класса, и через сутки у меня 11 тысяч подписчиков и больше миллиона просмотров.
Возможно, такая популярность была связана с моим опытом в TикToк. Я уже знала, что надо сказать, что сделать, что больше нравится аудитории, и это не прошло мимо. Еще я догадываюсь, что 2 января дети, которые уже отметили Новый год, выспались и пошли в TикToк. И мы с ними, так сказать, совпали. Ну и на тот момент не было химиков, которые бы давали обучающий контент через TикToк. Контент, когда за минуту ребенок получает информацию, которую в школе он получает за весь урок.
TикToк - это мотивация с обеих сторон, чего не скажешь о школе
Я всегда анализирую свои ролики, которые заходят или не заходят в TикToк. Но угадать, какой именно «выстрелит», невозможно. Дети часто комментируют мои ролики, пишут, что у них есть хорошие учителя, а по моим видео они повторяют материал. То есть нельзя сказать, что в TикToк подача материала лучше, чем на уроке. Но есть нюансы. Например, мало часов химии (в стандартной программе - 1 час в неделю), и маловероятно, что через неделю ребенок будет помнить материал. Еще TикToк - это мотивация с обеих сторон. Кто меня смотрит? Те, кому непонятно и те, кто хочет углубления в предмет. У обеих этих групп есть мотивация. Чего не скажешь о школе.
У меня нет развлекающих роликов. Возможно, я бы их сделала, но по времени это затратно, и я пока не вижу в них смысла. Но по выходным я снимаю вовлекающие интересные штучки. Это обязательно какая-нибудь химическая загадка из жизни с наклоном в медицину, географию или в биологию. Но все-таки химия - не такая уж веселая наука, поэтому развлекательного контента у меня не очень много.
Блогеры зарабатывают на рекламе, а я специалист
Репетиторство - это моя работа, блог в ТикТоке - это часть работы. Я репетитор полностью он-лайн, даже если это ученики из Перми. Это удобно всем - не надо тратить время на дорогу, есть запись занятия, всегда можно пересмотреть, в сообщениях задать вопросы. Так как занимаются подростки, то у них уже нет технических проблем с «онлайном» и с восприятием через экран.
На самом блоге я не зарабатываю. Блогеры зарабатывают на рекламе, а я специалист. И зарабатываю репетиторством. У меня есть группы, индивидуальная работа и курсы. В группы я беру немного детей, чтобы не быть этакой замученной училкой и всех возненавидеть. Это всего 6 групп по 4 человека. И я не готовлю к ЕГЭ, а готовлю ребят, чтобы они комфортно могли готовиться к ЕГЭ. Я больше про базу, про то, что в школах не получают ребята. Я объясняю основы.
Дети пишут мне комплименты и шлют сердечки
Не прошло и года, а у меня ученики по всей стране. У меня занимаются ребята с 7 по 10 классы из разных городов России, Казахстана и Республики Беларусь. Иногда я спрашиваю себя: «Что я могу дать детям, ведь я лишь одна из тысячи репетиторов?». Но дети мне пишут, что у них 4 по химии только благодаря моим видео, и это мотивирует. Они пишут мне комплименты, шлют сердечки. В моем аккаунте со съедобными букетами «спасибо» получить сложнее, чем от моих учеников.
У меня достаточно много взрослых подписчиков. Они тоже часто комментируют, что-то вспоминают, пишут, что наконец-то поняли тему, и химия, оказывается, «ничего так». В отличие от Инстаграма, TикToк - это более добродушная сеть. Но есть и те взрослые, кто пишет: «Что вы тут нам рассказываете, это все в учебнике и так есть», или «Что, теперь в школу ходить не надо? Только в ТикТоке сидеть?». Есть и те, кто спрашивает, зачем вообще эта химия, она ни разу в жизни не пригодилась. Я иногда отвечаю на эти размышления. Например, однажды мне написали, что химия не нужна в школе, пусть ее учат только в вузах. И я сняла на эту тему ролик.
Меньше чем за год я сняла порядка 800 роликов
ТикТок - это работа, на которой нельзя взять выходной. Каждый день я снимаю по три видеоролика. Меньше чем за год я выпустила порядка 800 роликов, почти без повторов.
Это непросто – блог требует времени, усилий, навыков и постоянства. И у меня нет контент-плана. Конечно, можно наснять видео на месяц вперед и выкладывать. Я пыталась так сделать, но не получается. Но есть небольшой секрет- контент мне подсказывают сами ребята. Дети спрашивают, и я им отвечаю, снимая новое видео.
Большой вопрос был про лето, потому что летом никто не учится, и я не знала, что снимать. И у меня был провал в ТикТоке, но я все-таки продержалась. Да и как оказалось, многие дети готовы заниматься и летом.
ТикТок - отличная площадка. Образовательные каналы сейчас туда заходят массово, и я не буду останавливаться. Пока будет работать ТикТок, я буду этим каналам привлекать учеников. Ещё у меня есть одна классная задумка, но до неё руки дойдут, очень надеюсь, весной. Вот там химия будет не только для старших классов.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).